2 Вересня 2014
2150
26 августа в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС началось строительство Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ), поступающего с украинских атомных электростанций. На первый взгляд узкоотраслевое событие, оно могло бы затеряться на фоне фронтовых сводок и новостей о курсовых колебаниях.
26 августа в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС началось строительство Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ), поступающего с украинских атомных электростанций. На первый взгляд узкоотраслевое событие, оно могло бы затеряться на фоне фронтовых сводок и новостей о курсовых колебаниях.
26 августа в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС началось строительство Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ), поступающего с украинских атомных электростанций. На первый взгляд узкоотраслевое событие, оно могло бы затеряться на фоне фронтовых сводок и новостей о курсовых колебаниях. Но если копнуть чуть глубже окажется, что это один из немногих позитивных информповодов для энергетического сектора страны.
В свете грядущего дефицита газа и угля, атомная энергетика Украины возвратила себе статус приоритетной генерации, способной удержать на плаву отечественную энергетику и всю экономику. При этом ЦХОЯТ является важнейшим фактором обеспечения бесперебойной работы украинских АЭС в ближайшие годы. Хранилище позволит Украине не только снять проблему хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), которое до сих пор вывозится на переработку и временное хранение в РФ, но и получить в будущем мощный источник энергии. Ведь ОЯТ это не бесполезные отходы, а в первую очередь запасы топлива для реакторов нового поколения, появление которых ожидается через 40-50 лет.
В зоне особого внимания
Приближение к зоне отчуждения Чернобыльской АЭС ощущается по окружающей дорогу природе – сосновые леса становятся все более непроходимыми от бурелома, а на полях больше не видно следов человеческой деятельности. Миновав КПП «Дитятки» оказываешься в 30-километровой зоне обязательного отселения, окружающей Чернобыльскую АЭС. Через заброшенные села идет неплохая, по нашим меркам, дорога, вот только машин на ней почти не встречается. Площадка, отведенная под строительство ЦХОЯТ, расположена между селами Старая Красница, Буряковка, Чистогаловка и Стечанка. Рядом – сооружения Комплекса производств по дезактивации, транспортированию, переработки и захоронению РАО с территории, загрязненных вследствие аварии на ЧАЭС («Вектор»).На самом участе пока «шумят» сосны, но через пару лет здесь будет бетонная площадка.
Бытует мнение о том, что проект размещения хранилища ОЯТ в зоне отчуждения ЧАЭС противоречит самой идее ее реабилитации и возвращению к нормальной жизни, хотя бы части территорий зоны. При этом противники строительства ЦХОЯТ в зоне отчуждения воспринимают проект как жирный крест на этих перспективах – мол было «грязно», а станет совсем плохо. Объективная реальность такова, что превращение зоны отчуждения в территорию экотуризма или, если угодно, «ядерного» туризма выглядит откровенно утопично. Единственный реальный вариант практического использования зоны связан именно с атомной энергетикой, и ЦХОЯТ в этом контексте ключевой проект. Он не «хоронит» отходы, а наоборот, дает отрасли будущее. Причем независимое от России. Впрочем, об этом позже.
Сегодня, когда Украина имеет абсолютно проукраинское правительство, которое дало зеленый свет проектам, разрывающим излишне тесные связи с РФ, а точнее – полную зависимость от северо-восточного соседа в стратегических отраслях, перед атомщиками стоит только одна серьезная проблема. Это – спекуляции наших политиков и псевдоэкологических организаций, финансируемых в большой степени газовым или нефтяным лобби. Сегодня российские СМИ стали лакмусовой бумагой для оценки событий, происходящих в Украине. Если россияне бросаются критиковать то или иное решение украинского правительства, можно с уверенность говорить о том, что оно выгодно для Украины. Вот и начало строительства ЦХОЯТ вызвало в медиапространстве РФ заметное волнение. «Энергетическое рабство: Киев готовит Чернобыль к славе мировой ядерной свалки» – один из наиболее показательных заголовков статей, посвященных ЦХОЯТ. Иными словами, именно энергетическим рабством считает Россия сегодня нашу зависимость от хранения отработавшего ядерного топлива на ее территории.
Хранилище для отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) является неотъемлемой составляющая атомно – энергетического комплекса любой страны, эксплуатирующей атомные электростанции. Согласно нормам МАГАТЭ, каждая страна, эксплуатирующая АЭС обязана обеспечить дальнейшее хранение отработавшего ядерного топлива на своей территории. В Украине около 50 % электроэнергии производится на АЭС, и таковой доля атомной энергетики в отечественном Энергорынке будет оставаться как минимум до 2030 года. Поэтому вопрос о том нужен ли Украине ЦХОЯТ имеет единственный ответ: да нужен и как можно быстрее. Такие европейские страны, как Чехия, Словакия, Венгрия и Финляндия, эксплуатирующие энергетические реакторы советского проекта (типа ВВЭР), уже давно не отправляют ОЯТ в РФ, а хранят его на своей территории. До сих пор только Украина и Болгария вывозят ОЯТ в Российскую Федерацию. Болгария уже строит собственное хранилище. Сооружение централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) украинских атомных электростанций позволит госпредприятию “НАЭК “Энергоатом” ежегодно экономить свыше 100 млн долл. Стоимость услуг российских компаний по хранению ОЯТ ежегодно обходится “Энергоатому” почти в 200 млн долл., тогда как расходы на эксплуатацию ЦХОЯТ оцениваются на уровне 20 млн долл. в год. По оценкам экспертов, общая сумма, которую оператор украинских АЭС должен заплатить России за услуги по хранению и переработке отработанного топлива украинских АЭС до окончания проектного срока их эксплуатации, составляет около 2 миллиардов долларов. При этом затраты на строительство и эксплуатацию собственного хранилища в течение 100 лет оцениваются примерно в 600 миллионов долларов. Очевидно, что почти четырехкратная экономия средств делает строительство ЦХОЯТ экономически выгодным. При этом следует четко понимать, что Россия принимает отработанное топливо лишь на временное хранение, Украина рано или поздно будет обязана принять топливо для размещения на своей территории. И самое главное – в ЦХОЯТ будет храниться отработавшее топливо исключительно с украинских АЭС. Именно международное законодательство, подходы МАГАТЭ запрещают всему миру «тайную» перевозку ОЯТ. А украинское законодательство в сфере обращения с отработавшим топливом полностью соответствует мировым требованиям.
Что касается влияния ЦХОЯТ на окружающую среду, то, по оценкам Киевского института «Энергопроект» (КИЭП), оно будет значительно ниже установленных государством допустимых уровней. Эксплуатация хранилища никоим образом не отразится на радиационной обстановке в зоне отчуждения, гарантия тому технология компании Holtec, которая будет здесь применяться.
Обойдемся без колышка
К практической реализации проекта Украина шла более 10 лет. Принципальное решение «рвать пуповину» было принято СНБО в 2002 году. Выбор технологии и подписание контракта состоялось в 2004-2005 гг. Но только в конце июня 2014 года “Энергоатом” и Holtec International (США) подписали дополнительное соглашение к контракту по строительству ЦХОЯТ. Документ касается возобновления работ по контракту 2005 года в части разработки проекта хранилища. Разморозить проект после почти 10 лет пробуксовок позволило постановление Кабинета министров о выделении под ЦХОЯТ двух земельных участков общей площадью 45,2 га. Стоит признать, что проект тормозился в первую очередь по политическим причинам, слишком уж соблазнительно выглядела тема «ядерного могильника» для использования в избирательных компаниях. Собирать электоральные баллы на «борьбе с ядерной угрозой» не брезговали практически все политсилы, представленные в Верховной Раде. Приходя во власть, они тут же меняли свое отношение к проекту ЦХОЯТ, признавая его стратегическую важность для отечественной энергетики.
Видимо поэтому торжественная церемония обошлась без традиционного в таких случаях официоза и забивания колышков. Говорили мало и по делу.
«Компания Holtec имеет огромный опыт в строительстве подобных объектов по всему миру. В 2016 году исполняется 20 лет, как Holtec работает на рынке обращения с отработавшим ядерным топливом. 67 стран используют технологии Holtec International. Думаю, что этот проект будет успешным, но учитывая, что я представляю регуляторный орган, окончательно говорить об успешности данного проекта можно будет только после всесторонней оценки его безопасности. Я имею все основания надеяться, что лицензирование проекта не займет много времени», – отметил председатель Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Сергей Божко, отвечая на вопросы журналистов, приглашенных на мероприятие.
Понятно, что глава Госатомрегулирования должен оставаться крайне сдержанным в своих оценках до момента выдачи лицензии на эксплуатацию ЦХОЯТ. Другое дело президент компании Holtec International доктор Крис Сингх. Его комментарий был неожиданно ярким. Так, по мнению господина Сингха, ЦХОЯТ можно сравнить с труднодоступным месторождением нефти, разработка которого откладывается до появления новых технологий добычи. «ЦХОЯТ можно считать месторождением энергетического сырья, которое Украина использует в будущем», – сказал он.
Глава Holtec International особо подчеркнул, что ЦХОЯТ начнет окупаться уже через 4 года после пуска его первой очереди (ожидается в 2017 году). Кроме того, по его словам, вторая очередь хранилища будет оборудована контейнерами для хранения ОЯТ полностью произведенными уже в Украине. «Мы намерены передать технологии производства оборудования для ЦХОЯТ украинским предприятиям», – добавил Сингх. Отвечая на вопрос о финансирование проекта, Крис Сингх предположил, что необходимые средства будут предоставлены одним из банков, с которым оператор четырех украинских АЭС – «Энергоатом» уже работал ранее.
Высоко оценил будущую локализацию производства комплектующих и президент ГП НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский. У Украины есть большой опыт в этом вопросе: мы полностью своими силами обеспечиваем работу другого хранилища ОЯТ – на Запорожской АЭС. Главный вопрос здесь – передача технологий. Обе стороны гарантируют, что готовы к этому.
По словам Юрия Недашковского, сейчас ведутся работы по определению компании, которая будет заниматься проектированием хранилища. 21 августа был раскрыт список из 7 компаний, которые подали заявки на проектирование, и в ближайшее время будет известна компания-победитель.
Ирина Хмара