Эта встреча с директором славутичского телевидения Александром Демидовым состоялась в канун 30-летия телевидения Славутича. И вот уже почти 26 лет он является его директором, но если прибавить еще и время работы внештатным журналистом ТРК «Славутич», то можно считать и все 29 лет. Во время нашей встречи...
Эта встреча с директором славутичского телевидения Александром Демидовым состоялась в канун 30-летия телевидения Славутича. И вот уже почти 26 лет он является его директором, но если прибавить еще и время работы внештатным журналистом ТРК «Славутич», то можно считать и все 29 лет. Во время нашей встречи я решил освежить для славутичан страницы истории и работы одной из первых региональных телевизионных станций Украины в городе с населением менее 50 тысяч человек. Разговор получился, как я считаю, интересный и откровенный.
– Александр Алексеевич, обращаясь к уже далекому, по меркам человеческой жизни, 1989 году, насколько близко вы стояли у истоков рождения славутичского телевизионного канала?
– Не настолько близко, как в кадрах всем известного художественного фильма «Москва слезам не верит». Первая телевизионная программа появилась 22 декабря 1989 года. Я в то время возглавлял городской отдел культуры, телевидение же родилось при Чернобыльской АЭС. Управление ЧАЭС и местное самоуправление города – это все-таки две разные структуры. Сегодня широко известно имя генерального продюсера Валентина Опалева, который сегодня продюсирует в России и в других странах, где можно снимать всевозможные фильмы и программы, но в то время он был представителем ЦК КПСС на Чернобыльской атомной электростанции.
Он заинтересовался созданием в Славутиче телевидения. Такой город не мог быть без своего телевидения, а, кроме того, господин Опалев – творческий человек и его тянуло заниматься культурой, телевидением и всем, что с этим связано. Первая его поездка в Чернигов не дала положительных результатов, так как в этом областном центре было только свое радио. Он не опустил руки, поехал в Киев и попал на канал «УТ-1», где сумел договориться – и примерно за месяц до выхода первой передачи в Славутич были привезены французские павильонные видеокамеры, которые, как потом стало известно, канал собирался списать, но мы их купили.
Дело в том, что эти камеры были довольно громоздкими и передвигались на специальных тележках. Надо отметить, что сборку и настройку видеокамер и всей системы проводили киевские видеоинженеры, которые их доставили, и они же оказали незаменимую помощь в создании первой телевизионной передачи, которая, как я сказал, вышла в конце декабря, ко Дню энергетика. Насколько близко я стоял к его рождению, судите сами: наш город небольшой, а моя работа периодически пересекалась с работой славутичского телевидения. С 1987 по 1990 год я работал художественным руководителем ДК «Энергия», с 1990 до 1993 год был заведующим отделом культуры Славутичского горисполкома.
В этот период директором телевидения атомной станции уже был пришедший из комсомола Ильгиз Исхаков. Но он быстро охладел к этой работе, так как активно занимался Диснаем, который был в расцвете своего творческого становления как культурного события. В этот период я стал более активно сотрудничать со Славутичским телевидением как тележурналист, часто привлекался к подготовке телевизионных программ на культурную тематику и во мне рос интерес к этой работе, она была творческая. Еще во время работы в Припяти, будучи дискжокеем городской дискотеки, мне пришлось столкнуться с использованием одной из первых отечественных телевизионных камер «Электроника». Для меня это было интересно, но не совсем впечатлило качество изображения и ограниченные возможности видеокамеры.
С этим столкнулись и при рождении Славутичского телевидения. Несмотря на качественное изображение, французские павильонные видеокамеры, ввиду своей громоздкости и не очень длинных, но при этом тяжелых соединительных кабелей, ограничивали свои возможности в основном только павильонными съемками, а съемки на улице становились почти недоступными или же очень уж трудозатратными. Если Ильгиз остывал к работе на Славутичском телевидении, то я, наоборот, всё больше погружался в эту творческую новую работу. Для меня лично будущий мой шаг не являлся какой-то неожиданностью, я всегда стремился к творческой работе, меня не очень волновал уровень должности. Мне было интересно всё новое и творческое. И когда встал вопрос о том, кто же возглавит телекомпанию, я принял решение возглавить ТК «Чернобыль», так как считал, что эта работа – более творческая, чем административная работа заведующего отделом культуры.
– И как же это произошло?
– На сессии городского совета, где обсуждалось мое заявление, меня даже отговаривали покидать пост заведующего отделом, но мои убеждения остались прежними. Запись в трудовой книжке гласит, что 1 февраля 1993 года я возглавил ТК «Чернобыль».
– Вернемся на несколько лет назад. В вашей работе в Припятском ДК «Энергия» уже был опыт использования отечественной видеокамеры (любительского бытового видеокомплекта «Электроника–12»), а в Славутиче уже были профессиональные павильонные телекамеры с высоким качеством изображения, но имеющие свой недостаток – затруднительная возможность живой прямой съемки на улицах города и ЧАЭС. Как удалось преодолеть эту трудность?
– Нам улыбнулась госпожа Удача! Это произошло, когда я еще не возглавлял телекомпанию. В гости к нам в город приехала одна из телекомпаний Литвы. Когда мы показали гостям наше оборудование, руководство литовской телекомпании очень заинтересовалось нашей павильонной техникой, французскими павильонными видеокамерами, и предложило нам продать ее. Наши руководители согласились и на полученные от продажи деньги мы купили две видеокамеры системы SUPER VNS, что позволило журналистам и операторам нашей телекомпании покинуть стены павильона и начать видеосъемку на улицах города. Это стало качественным прыжком в нашей работе, и мое руководство телекомпании совпало с этим периодом.
– Вы возглавили Славутичскую телекомпанию. Что запомнилось о первых годах работы, что нравилось, а что вы делали с меньшей охотой? Какие моменты в работе оставили след в памяти?
– Во-первых, хочу сказать, что первым всегда непросто, но спасало то, что нам было интересно. Я не говорю о руководстве, а об организации процесса работы. Наша телекомпания была одной из первых региональных. Даже Всеукраинские центральные каналы «1+1», «Интер», «ТЕТ» моложе нас. Мы учились, брались за различные темы, искали местный актуальный материал. Я лично тоже старался как журналист, брался и за политические материалы, готовил музыкальные, культурные программы. Во-вторых, мне пришлось осознать, что руководить телевидением – это не только творческая работа, но и административная. Документация, налаживание дисциплины в коллективе и т.д…
Я очень не люблю неинтересную работу, а если такая попадается, спешу ее быстро пройти, еще не люблю объявлять и писать выговоры работникам. К примеру, был у нас журналист М., очень неплохой, но недисциплинированный. С утра он говорил, что будет работать в библиотеке, но при этом писать текст отпрашивался в общежитие. Прямо скажем, лентяйничал, но как документалист, как у нас, так и позже на студии документального кино, проявил себя очень хорошо. А мне пришлось даже выговор ему объявлять!..
Первые годы работы Славутичского телевидения характерны еще и тем, что мы были под крылом Чернобыльской атомной станции. В этом был большой плюс. Если говорить о первых передачах, то можно вспомнить «Блеф», который мы позаимствовали у Ленинградского телевидения. Эту программу мы готовили ко дню детского эфира или другой передачи. Эта игра пользовалась большой популярностью, и когда она проходила, у нас не замолкал телефон. К слову сказать, детское телевидения, или день детского эфира – это тоже наша гордость и достижение.
Детские передачи существовали и до нас, но большую активность и развитие детского эфира мы получили, когда у нас появился тогда еще восьмиклассник Григорий Жигалов и вместе с ним стала работать Марина Левченко. Григорий где-то прочитал, что в 1994 году ЮНЕСКО объявило: каждая телерадиокомпания должна проводить в декабре день детского эфира. Года два он нас теребил – и мы стали проводить эти эфиры. Сначала было трудно. Подготовка детской редакции, детских программ и материалов о детях, всю подготовительную работу, выход в эфир под контролем старших тоже выполняли дети.
Григорий Жигалов был настоящим локомотивом в этой работе! Уже тогда был заметен его талант, творчество, трудолюбие. Я считаю, что именно у нас он творчески вырос, полюбил телевидение. Сегодня он специальный корреспондент радио «Свобода», работает на канале «1+1». К слову сказать, репортаж с последний встречи в нормандском формате на канале «1+1» вел тоже он. Его я считаю нашим учеником №1. Не могу не вспомнить и Даниила Снисаря («ИНТЕР»), Алексея Клюка (ТРК «Украина»), Вячеслава Светланова (оператор кино), Дмитрия Шагалова («НТВ»), Сергея Воробьева (телеканал «Футбол»), Александру Латышеву (Черниговское областное телевидение).
Если говорить о цикличных программах, то первое место занимает впервые вышедшая 17 января 1996 года программа «А у нас во дворе». Она выходила до самого закрытия ТРК «Славутич» в феврале 2015 года. Если говорить о том, что запомнилось из первых лет работы на телевидении, то, наверное, это последние годы второго тысячелетия. Каждые два–три года были изменения в штатном расписании или названии организации, объединения или разделения – все эти административные задачи не отменяли творческой работы. В 1995 году произошло соединение под эгидой ТК «Славутич», а позднее – «КИЦ ЧАЭС». К разъединению двух ветвей телевидения приложил руку, если можно так сказать, Сергей Парашин, который посчитал, что необходимо больше уделять времени для материалов о станции, чем о городе.
В 1997 году Славутичское телевидение стало называться «ТРК «Славутич» и летом вышли первые передачи «ТРК «Славутич». За год мы набрали штат в 20 человек. В это же время было ликвидировано ТК «Славутич» и образован телецентр ЧАЭС. Сегодня много говорят о создании общественного телевидения, а оно у нас уже было! В 1998 году, 21 декабря, состоялось объединение телецентра ЧАЭС и ТРК «Славутич», сопредседателями наблюдательного совета стали председатель городского совета В. П. Удовиченко и генеральный директор ГП «ЧАЭС» В. К. Толстоногов.
– Говорят, что когда работало общественное телевидение, его рейтинг и значение так увеличились и окрепли, что порой на телевидение обращались люди с вопросами о предоставлении жилья! Это так?
– Мы просто договорились с Мариной Рыжковой, руководителем телецентра ЧАЭС о том, что критические материалы о городе будут давать они в своих программах, мы же – такие же материалы о станции. Получались довольно откровенные и критические передачи. У нас был совершенно сногсшибательный рейтинг среди славутичан, потому что мы критиковали и городского председателя, и директора атомной станции.
– Почему общественное телевидение просуществовало так мало?
– Однозначного ответа не будет. Это и смена руководства станции, и окончательная остановка 15 декабря 2000 года энергоблоков Чернобыльской АЭС, и прекращение достаточного финансирования. Мы вернулись к тому, с чего начинали – к ТРК «Славутич» и информационному центру на ЧАЭС.
– У вашей телестудии немало различных наград, одна из них связана с сюжетом 2000 года. Что это была за съемка?
– Нам вместе с каналом «УТ-1» разрешили съемку во время закрытия ЧАЭС 15 декабря. Причем разрешили съемку при условии, чтобы наши операторы, а это были Алексей Клюка и Владимир Митько, не попадали бы в объективы телекамер первого канала, так как информация транслировалась на все мировое сообщество. Мы решили снимать эмоции на лицах работников атомной станции и присутствующих. Когда основной сюжет каналом «УТ-1» был снят, нам разрешили более свободное перемещение по залу управления – и мы стали еще активнее снимать слезы и другие проявления эмоций.
Это увидел режиссер канала и тоже попросил операторов снимать. На основе этой съемки мы сделали документальный фильм и в 2001 году привезли его на телеконкурс «Украина единая». Я уже был в том году членом жюри и думал не выставлять этот фильм на конкурсный просмотр: мол, неэтично. Организаторы конкурса убедили меня, что я обязан это сделать, так как в нем видна очень профессиональная, хорошая работа операторов. Я согласился, но с условием, что в оценке этой работы, как мы сегодня говорим «ввиду конфликта интересов», участвовать не буду.
Единогласным решением остальных членов жюри он получил Гран-при в номинации «Документальное кино». Но у нас есть еще одна награда за эту съемку! На видном месте среди наших наград висит Благодарность от коллектива, администрации, профсоюзного комитета атомной станции за честное, максимально правдивое, точное и в меру сдержанное и сентиментальное освещение факта окончательного закрытия Чернобыльской АЭС.
– Если мы уж начали говорить о наградах и успехах коллектива ТРК «Славутич», то помнится, что за два или три года до этой награды, на этом же конкурсе вы получили еще одну такую же высокую награду. О чем был видеофильм?
– Вместе с оператором Эдуардом Дмитриевым мы получили недельную командировку в Закарпатье для съемки информационного материал о санаториях того региона. Эта задача была поставлена перед нами Алексеем Лычом, у которого были хорошие, дружеские связи с туристической фирмой, руководитель которой стал нашим гидом в поездке по санаториям. Нас предупредили, что мы должны взять свои… заграничные паспорта. После четырех дней съемки и просмотра отснятого материала нам в награду за качественный материал, который очень понравился руководителю этой фирмы, организовали двухдневную поездку в Будапешт.
Это стало незабываемым впечатлением и после возвращения в Славутич мы не только сделали видеоролик о санаториях для профсоюза, но и фильм о Закарпатье, так как мы снимали и в Ужгороде, и в Мукачево, и в других интересных местах. Этот фильмы мы и предоставили на конкурс, где он завоевал Главный приз. У нас есть еще один победный кубок, который завоевала молодежная редакция телевидения в 2005 году на молодежном фестивале «Надежды Европы» в Сочи. Этот фестиваль проходил в рождественские праздники.
– Вот уже и завершается второе десятилетие третьего тысячелетия. Что принесли вам эти годы, кроме, конечно, опыта и достаточно известных воспитанников?
– Мы завершили какие-то этапы в нашей работе, мы перешли под крыло частной компании «МедиаДом», мы сократились и теперь стали телестудией. Мы продолжаем свое техническое развитие и почти полностью стали цифровыми. Труднее ли нам сегодня работать, чем, скажем, лет 15 назад? Да! Но мы профессионалы и единая, сплоченная команда. К слову о мастерстве и профессионализме: в 2015 году, в феврале, прекратила свое существование ТРК «Славутич». Казалось бы, нам руки опустить и махнуть на всё, но в том же году к нам обратился Павел Кужеев со «112 канала» с предложением организовать часовую программу со встречи ликвидаторов и ветеранов ЧАЭС в прямом эфире. Когда приехали киевские инженеры и операторы, а это было часа за два с половиной до начала эфира, они взялись за голову, увидев нашу аппаратуру. Не знаю, что они делали вместе с нашим главным инженером Николаем Мойченко, но передача состоялась! И, говорят, хорошо прошла. Это вызывает неприкрытую гордость за своих коллег!
– Александр Алексеевич, вы долгие годы активно работали на международном детском фестивале детской демократии, телевидения, прессы и творчества «Золотая осень Славутича». Почему сегодня вас видно реже?
– Молодым везде у нас дорога. Я действительно с самого первого фестиваля принимал участие в нем и как организатор телевизионного конкурса, и как член жюри, а потом долгое время и возглавлял его. Городское телевидение жило, живет и будет жить вместе с родным городом, его заботами, трудами, радостями и победами. Да, мы отошли от организации телевизионного конкурса, но мы по-прежнему широко и полно освещаем яркие дни этого события. Большую работу в этом плане проводят журналистка Тамила Дмитрук, оператор Антон Адаменко, да и вся молодая команда телестудии.
– А какие события еще вы бы отметили в жизни славутичан за годы своей работы и как журналиста, и как директора Славутичского телевидения?
– Вопрос такой широкий, что я вот так сразу, наверное, и не перечислю все события, сюжеты славутичской жизни и работы славтичан. Наверное, главным событием, которое характеризует начало третьего тысячелетия, стала надвижка Арки нового безопасного конфайнмента (НБК). Я говорю об этом потому, что Славутич был и есть городом атомщиков Чернобыльской АЭС.
Я сам припятчанин, и поэтому передачи, связанные с людьми, участниками ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, встречи с ветеранами станции, их сегодняшняя жизнь меня всегда волнуют. Заметными событиями в жизни города, а, следовательно, и телевидения, являются Дни города, особенно юбилейные 20-й, 25-й, 30-й. И не только самим праздником Дня рождения города, но и теми событиями, которые ведут к этим датам, которые говорят о том, что город живет, стремится развиваться, несмотря ни на что. В молодости я был ярким оптимистом, сегодня – я, скорее, «осведомленный оптимист» и поэтому я ловлю себя на мысли, что в последние годы события происходят не в связи с чем-то, а несмотря на что-то.
– Кажется, всё было совсем недавно, а уже прошло 26 лет с той поры, как вы стали директором Славутичского телевидения. Сегодня оно имеет уже новое название – «МедиаДом». Кто сегодня составляет вашу команду?
– В нашу команду сегодня входит пять творческих людей. Это главный инженер студии Николай Мойченко, видеооператор Антон Адаменко, журналист Тамила Дмитрук, видеоинженер Юлия Козачинская, видеоинженер Максим Демидов, бухгалтер Людмила Аборина. Я имею две полставки – директора телестудии и журналиста.
– Что подготовил «МедиаДом» для своих зрителей в праздничные дни юбилея?
– Во-первых, в дни эфира мы показываем наши лучшие программы прошлых лет, для особых почитателей Славутичского телевидения мы подготовили ряд вопросов, правильные ответы на любой из них принесет людям приз. За каждый ответ – отдельный приз, и через газету я хотел бы озвучить эти вопросы. Вот они:
1. Самая длинная программа в истории Славутичского телевидения, которая шла очень долго?
2. Какая популярная телевизионная игра снималась в павильоне Славутичского телевидения телекомпанией «УТ-1» и сколько раз?
3. Первая прямая трансляция в Интернете какого мероприятия или события?
4. Какая уважаемая фирма Славутича стала кузницей кадров для Славутичского телевидения и сколько человек перешло работать на телевидение?
5. Самая долгоживущая информационная программа телевидения Славутича?
Ответы можно отправлять на нашу страничку в «Фейсбуке» – «ТВ «МедиаДом» Славутич». Там будет создана специальная тема.
Готовя эту публикацию, я осознал, что очень трудно в узких газетных колонках рассказать о рождении и становлении Славутичского телевидения за прошедшие 30 лет, поэтому я попытался осветить его жизнь, связав с работой многолетнего его директора Александра Демидова. Да простят меня многочисленные «няньки и мамки» новорожденного юбиляра в лице многолетнего городского председателя, почетного жителя Славутича Владимира Удовиченко, директоров ЧАЭС, сегодняшнего городского председателя Юрия Фомичева, жителей города, народных депутатов, да и многих других, кто принимал участие в судьбе ТРК, но уместить на полосах газеты слова о всех, кто причастен к его становлению, не представляется возможным.
А сделать материал в такой форме мне подсказали слова самого директора, который с добротой и гордостью рассказал о работе молодых операторов Александра Коржа и Виктора Дерюгина в фильме о Славутиче «Здравствуй малыш!»
Вадим ИВКИН