12 Жовтня 2014
1801
Все обещают децентрализацию, дерегуляцию, реформы и борьбу с коррупцией. Избирательная кампания выходит на финишную прямую. Через три недели украинцы выберут новый парламент, который, судя по участникам забега на короткую дистанцию, будет не слишком отличаться от досрочно распущенного.
Избирательная кампания выходит на финишную прямую. Через три недели украинцы выберут новый парламент, который, судя по участникам забега на короткую дистанцию, будет не слишком отличаться от досрочно распущенного.
Пессимистичные прогнозы экспертов, отмеряющих VIII созыву Верховной Рады недолгую жизнь, на численность желающих заручиться мандатом не повлияли. Количество кандидатов превысило рекорд двухгодичной давности – в целом в выборах участвуют 6627 кандидатов, половина из которых включена в партийные списки. Невысокий залог по-прежнему открывает двери не столько для искренне стремящихся попасть в Раду, сколько для технических кандидатов. Партийный бюллетень увеличился на четверть, хотя социологи прогнозируют победу в лучшем случае лишь пяти-семи партиям. А конкурс на мажоритарных округах порой превышает четыре десятка претендентов на одно депутатское место.
В партийной части среди фаворитов новичков нет. В сколоченных на скорую руку проектах – Блок Петра Порошенко и "Народный фронт" – знакомые все лица, разбавленные журналистами, общественными активистами и комбатами. Максимальная концентрация политических неофитов наблюдается в списках радикалов Олега Ляшко и стабильно отличающегося особой позицией Анатолия Гриценко, усиленного демальянсовцами. Но такая порция "свежей крови", скорее всего, существенного влияния на общее состояние нового парламента не окажет. Отрыв лидера социологических опросов – БПП – от его ближайшего конкурента рекордно высок – за месяц до выборов за президентскую партию готовы отдать голоса в четыре раза больше избирателей, чем за Радикальную партию. Столь оптимистичные данные социологов, очевидно, будут использованы лидерами БПП, чтобы склонить в свою пользу значительную часть пока неопределившихся с выбором.
В ходе нынешней кампании между собой конкурируют сразу несколько партий власти, а оказавшиеся в оппозиции регионалы и коммунисты спустя полгода после Майдана все еще пребывают в глубоком нокауте. "Региональные" осколки, объединившиеся в Оппозиционный блок, и КПУ имеют крайне низкие шансы на преодоление проходного барьера. Но набранные ими несколько процентов могут помешать запрыгнуть в парламент реанимированной "Сильной Украине", претендующей на электорат восточных областей в качестве главного наследника. Отсутствие в новой Раде коммунистической фракции, возможно, станет единственным показателем заметного обновления законодательного органа. Ведь ни один созыв коммунисты еще не пропускали. Впрочем, это не помешает отдельным их представителям просочиться по округам, как и экс-регионалам. Более 300 ныне действующих парламентских "спартанцев" задекларировали свое стремление остаться на прежнем месте работы.
Среди мажоритарщиков, как и два года назад, особой популярностью пользуются округа Киева и Киевской области. В 96-м округе заявки на участие подали сразу пять десятков кандидатов. Очень востребованными оказались на нынешних выборах округа в Донецкой и Луганской областях – в четырех округах Луганщины за мандат будут воевать по сорок претендентов. Ранее конкуренция в этих регионах была самой низкой, ввиду четкого распределения мест партийным центром. Сейчас же размер комфортной для регионалов территории резко сократился, и для многих из них две восточные области являются последним шансом попасть в новую Раду. Хотя прогнозировать количество округов на Донбассе, где выборы будут проведены, а результаты признаны, сейчас не возьмется никто. В лучшем случае, их будет не больше половины. К тому же ДНР и ЛНР грозятся провести свои "выборы" через неделю или две после общеукраинских.
Не слишком много нового обещают участники выборов и в своих программах. За исключением продиктованного временем акцента на военно-оборонной составляющей, записанной в первых пунктах программ, основное содержание старательно скопировано из предвыборных "шедевров" двухгодичной давности. Все обещают децентрализацию, дерегуляцию, масштабные реформы и преодоление коррупции. Правда, имеющие парламентское представительство силы борьбу с коррупционерами решили начать авансом, собравшись внепланово для утверждения хотя бы в первом чтении антикоррупционных законопроектов.
Любопытно, что в программных обещаниях партий практически нет цифр и минимум конкретики – ни привычной фиксации размеров будущих пенсий, зарплат и помощи родителям новорожденных, ни плана по созданию новых рабочих мест, повышения уровня ВВП, расходов на медицину и образование. Разве только Ляшко в борьбе за лидерство в популизме обещает увеличить бюджет медицинской сферы в 10 раз. Охотники за мандатами не захотели баловать избирателей новыми идеями и предложениями, сделав ставку на популярность партийных лидеров, привлеченных активистов и обкатанные ранее лозунги.
Методы политической борьбы на нынешних выборах тоже мало чем отличаются от используемых в ходе предыдущих кампаний. Общественные организации фиксируют неединичные случаи подкупа избирателей и недобросовестной конкуренции. Да и кандидаты-двойники по-прежнему в моде, и Киев по их концентрации вновь рекордсмен. А новинка сезона – "мусорная люстрация" – все больше напоминает технологию жесткой борьбы с соперниками, а не стихийные проявления народного гнева. Найти отличия между новоявленными "дворниками" и ушедшими в прошлое "титушками" становится все сложнее. Претендующие на статус новых сил и кандидаты со стажем в равной степени предпочитают ковать победу старыми, проверенными способами.
Выборы-2014 во многом проводятся по старым лекалам, а большинство участников – опытные бойцы, прошедшие не одну кампанию, рассчитывающие сейчас победить на классе. Результат голосования 26 октября станет не только показателем востребованности политиков вчерашнего дня, но и тестом на способность украинцев удовлетворить запрос на кардинальное обновление властных рядов.
Наталия Гейчук