14 декабря в Украине – День участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. День благодарности за миллионы спасенных жизней и почтения отваге и мужеству людей, которые работали на ЧАЭС. 22 декабря – День энергетика. К этим событиям нужен осмысленный, разумный подход.
14 декабря в Украине – День участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. День благодарности за миллионы спасенных жизней и почтения отваге и мужеству людей, которые работали на ЧАЭС. 22 декабря – День энергетика. К этим событиям нужен осмысленный, разумный подход.
14 декабря в Украине – День участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. День благодарности за миллионы спасенных жизней и почтения отваге и мужеству людей, которые работали на ЧАЭС. 22 декабря – День энергетика. К этим событиям нужен осмысленный, разумный подход. Не все знают, как той ночью чувствовали себя люди, не подозревающие, что скоро они станут свидетелями исторического момента и будут бороться за жизнь. Газета «Теледень–Славутич» встретилась с ветеранами ЧАЭС Александром Забирченко, на момент аварии – старшим мастером по высоковольтным испытаниям электрического цеха, и Виктором Ивкиным, дежурным электрослесарем цеха тепловой автоматики и измерений.
«Работают четыре блока, восемь турбин – ощущения непередаваемые!»
Ещё студентами будущие работники атомной электростанции должны были приучать себя к самодисциплине, организованности и добросовестности в работе. Стандарты отбора на станцию были высокими, поэтому уже на защиту диплома в университете приезжало руководство атомных электростанций, чтобы подобрать себе работников. Таким образом «заказчики», как говорит об этом Виктор Ивкин, уже тогда отбирали будущих специалистов к себе на объект.
Виктор Ивкин вспоминает: «На работу мы приезжали заблаговременно, чтобы до начала процесса передачи-принятия смены сделать обход оборудования. Только после этого докладывали начальнику смены, что был совершен общий обход и замечаний к сдающей смене нет. Иначе приходилось оставаться специалистам из предыдущей смены, чтобы устранить замечания».
Каждая рабочая процедура происходила под руководством специалистов, все заявки на выполнение работ фиксировались в журналах, разговоры рабочих по телефону тоже записывались для документации. Все об этом были предупреждены и готовы взять на себя ответственность за каждый шаг на территории Чернобыльской атомной электростанции.
В целях проверки квалификации работников ежегодно проводилась плановая сдача экзаменов всех без исключения работников ЧАЭС: «Каждый год мы писали экзамен по технике безопасности, правилам технической, радиационной и пожарной безопасности. Для повышения разряда тоже существовали специализированные экзамены. Главный инженер и директор подтверждали свою квалификацию в Москве», – говорит Александр Забирченко.
Помимо времени, проходящего в труде, также работники станции тогда с энтузиазмом организовывали свой досуг: играли в футбол, выезжали на субботники, различные соревнования между цехами и т.д.
45 секунд без света тогда казались вечностью для работников ЧАЭС
В ночь на 26 апреля 1986 года рабочий процесс начинался как обычно: работники предыдущей смены сдавали оборудование и отчеты, ночная смена их принимала. Все знали, что в эту ночь произойдет приостановка 4-го блока в целях эксперимента.
– Мы знали, что блок идет на планово-предупредительный ремонт, работы будет очень много и ночь предстоит беспокойная, – говорит Виктор Ивкин, который заступил в смену в ночь аварии. – После обхода собрались в кабинете, доложили начальнику смены о готовности и эксперимент должен был начаться.
Александр Забирченко:
«Эксперимент заключался в том, чтобы на выбеге генератора при его отключении использовать остаток электроэнергии на поддержание собственных нужд и поддержку работоспособности реактора».
Виктор Ивкин:
«Начали поступать заявки на выполнение главных операций. Когда началось неустойчивое состояние реактора, я как раз зашел из машинного зала на блочный щит управления и доложил старшему инженеру турбины о выполнении заданий. На блочном щите в ту ночь было очень много народа, так как часть персонала с предыдущей смены, стажировавшегося на повышение должности, осталась. Именно такие моменты и эксперименты были важны в их дальнейшей работе. Со временем обстановка стабилизировалась, аппарат выровняли, и я вернулся в свое помещение. Доложил обстановку старшему инженеру смены, записал в журнал о стабилизации обстановки с реактором, после чего сел выпить чаю и прослушать информацию от начальника смены. В этот момент – низкочастотный звук, уши заложило, гаснет свет, стены заходили ходуном. Мы подскочили и к выходу. 45 секунд всего лишь света не было, а казалось – прошла вечность».
Александр Забирченко:
«Герой Украины, покойный Александр Лиличенко мне лично рассказывал об этом моменте. Он тогда находился на блочном щите. За секунды до аварии Владимир Кирилюк говорил о том, что реактор набирает аварийную мощность. Александр Лиличенко в это время посмотрел на экраны и увидел, как взбухает метал, появляется так называемый «пятак». Он увидел момент, когда эта верхняя защитная кровля реактора начала вспучиваться. Потом, естественно, камеры перестали работать и выключились».
Виктор Ивкин:
«Нашей задачей в этот момент была пробраться в коридор, который находился в центре станции, в ее хребет. Он остался целым. Реакторное помещение разрушилось, машинный зал тоже был поврежден бетонными стенами, которые туда перелетели и сломали легкую кровлю. Мы чувствовали страх. Открыли дверь в коридор: повсюду была строительная пыль, которую мы увидели, когда заработало автономное освещение. 3-й и остальные блоки продолжали ещё на тот момент нормальную работу. Датчик измерения радиации зашкаливал и разрывался от писка, поэтому мы его отключили».
Чтобы не сеять общую панику, директор станции Виктор Брюханов не сказал, что на самом деле произошло, руководству из Москвы, которые звонили узнать обстановку. Работники были эвакуированы в бомбоубежище. Были призваны на работу все, кто в этот момент находился дома. В этой ситуации не все смогли набраться мужества столкнуться с катастрофой таких масштабов, поэтому были сбежавшие и самоустранившиеся люди. Но те, кто смог выдержать, продолжал работу, дабы узнать, что, почему и как произошло. Специальных костюмов не было, носили хлопковые белые костюмы и защитные листки на лице, постоянно принимали душ, меняли одежду.
У кого-то день рождения, свадьба, другой собирался в отпуск, третий на футбольный матч в Киеве – все обязаны были бросить запланированные дела и приехать на рабочее место. Мужество и организованность показало большинство, жесткий отбор при приеме на работу был оправдан, постоянная дисциплина в рабочее время – тоже. За несколько дней был прорыт туннель под станцией с помощью шахтеров и работников и установлена температура в реакторе, чтобы избежать мощнейшего взрыва, который мог произойти в тот момент.
В городе Припять ещё несколько дней не было информации о катастрофе, люди не были эвакуированы и продолжали нормальную повседневную жизнь.
Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС сегодня
Сегодня весь мир знает о произошедшем на Чернобыльской станции и делает всё возможное, чтобы предотвратить подобную ситуацию. С остановкой последнего энергоблока в 2000 году работа на станции не прекратилась: идет планомерная работа по извлечению, переработке и хранению отработанного топлива, продолжаются работы по строительству нового безопасного конфайнмента.
Участники ликвидации последствий на ЧАЭС живут и продолжают свою деятельность в разных отраслях. В городе Славутич, который был построен после катастрофы для эвакуированных граждан, сегодня под руководством Лидии Климовой функционирует Совет ветеранов ЧАЭС.
«В январе наша организация отмечает 20-летие. У нас совместно работают «Совет ветеранов ЧАЭС» и «Профсоюзная организация неработающих ветеранов Чернобыля». Мы посещаем больных на дому, проводим вечера и экскурсии, занимаемся вопросами соцстраха, у нас есть своя ритуальная служба. Сотрудничаем с музеем ЧАЭС: сейчас работаем над Книгой памяти, где восстанавливаем имена всех участников ликвидации аварии. Также работаем с молодежью, детьми, проводим встречи и просветительскую работу. Участники нашей организации являются руководителями многих других общественных формирований, поэтому поддерживаем контакты и организовываем совместные проекты», – говорит Лидия Климова.
Редакция газеты «Теледень–Славутич» по случаю Дня участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС выражает свое почтение и благодарность всем тем, кто отдал жизнь, боролся и сделал всё возможное за наше сегодня. Спасибо большое за профессионализм, оперативность и мужество! Низкий вам поклон!
Ирина БРОХ