Завантаження ...
Новобудови Києва

Что не получается забыть у ликвидатора аварии на ЧАЭС

Александр Васильевич Шахмин - человек удивительной судьбы. Родился в 1954 году на Урале. В армии служил в городе Ленинграде, после демобилизации отработал 11 лет в забое. Признан лучшим работником Крылатовского рудника. Как он сам говорит, выработал вредный стаж в шахте. В 1988 году Шахмин был участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. С 2014 года Александр Шахмин живет в селе Жедяевка Ульяновской ....

Александр Васильевич Шахмин родился на Урале в 1954 году. Он - человек удивительной судьбы. В армии служил в городе Ленинграде, после демобилизации отработал 11 лет в забое. Признан лучшим работником Крылатовского рудника. Как он сам говорит, выработал вредный стаж в шахте.

В 1988 году Шахмин был участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. С 2014 года Александр Шахмин живет в селе Жедяевка Ульяновской области. Но обо всем по порядку.

- В армии я служил в войсках ПВО, - говорит мужчина, - через два месяца после начала службы из дивизиона был откомандирован для продолжения службы в штаб армии. Предстояла работа по реставрации и созданию музея бывшего командного полка обороны города Ленинграда в 1942 году. В то время в этом пункте принимались боевые решения главнокомандующими Жуковым, Якубовским и другими военачальниками. За срок моей службы при моем участии в городе Ленинграде было создано три музея. Службой и своим вкладом в сохранение истории Великой Отечественной войны я был очень доволен.

- Мои жизненные интересы с лихвой перекрывали сами жизненные ситуации, - говорит собеседник «Старомайнских известий». - Вот и в Чернобыль я попал по повестке из военкомата через учебную часть города Златоуста (Челябинская область), где меня из пэвэошника сделали химиком-дозиметристом. Служба проходила в московском полку.

В Чернобыле у меня было осуществлено 8 выездов на АЭС в РЦ-4 (реакторный цех, который взорвался), 4 выезда на АЭС в РЦ-3, 4 выезда на АЭС ТЦ-2 (трансформаторный цех), 3 выезда на ТЦ-3,  1 выезд на РЦ-1 (реакторный цех), 22 выезда для работы в подвальных помещениях третьего энергоблока. Облучение было сильнейшее. Снимали кабеля, стеллажи при помощи зубила и кувалды, убирали слой кирпича со стен, долбили бетонный пол. Самые опасные места закладывали слоем свинца. Ходил с прибором ДП-5 (дозиметрический прибор) для замера радиационного излучения.
- Радиация зашкаливала. Мы понимали, что все это страшно, но как-то косвенно, а не в реальности. У нас было понятие «приказ есть приказ», мы не мыслили категориями «правильно - неправильно». Я даже представить себе не могу, как можно сказать: «Там радиация - я туда не поеду», - говорит ликвидатор.

Но впечатления остались не только печальные и трагические.

Александр Васильевич рассказал историю, которая произошла с ним на контрольно-регистрационном пункте (КРП).  КРП расположен при выезде с АЭС, там осуществлялась проверка транспорта, идущего со станции. Наш герой заступал первый раз дежурным КРП. Сдающий ему дежурство сообщил о том, что черный автомобиль «Волга» не подчиняется требованию остановиться. Шахмина это удивило. Если это так, то почему не воспользовались возможностью перекрыть путь имеющимся шлагбаумом? Ладно, подумал наш герой, разберемся.

Шлагбаумом «Волгу» он остановил. Но оказалось, в автомобиле находился маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов, который пообещал дежурного посадить на «губу» за то, что тот его остановил для проверки. На что Александр Васильевич ему ответил: «Не имеете права, поскольку я нахожусь при исполнении служебных обязанностей». Домой из Чернобыля Александр Васильевич уехал с почетной грамотой и благодарностью за рационализаторские предложения.

О других трудовых заслугах жителя села Жедяевка говорит солидная папка бережно хранимых почетных листов, грамот, благодарственных писем.  Любовь к родной земле, верность долгу, ответственность за порученное дело - вот те качества, которые несет через свою жизнь Александр Васильевич Шахмин.

Наталья Сашина

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: