Режиссер, актер Козловский Данила не привык к легкой работе, берется только за сложные проекты. Порой кажется, что они просто неподъемные. В результате возникают роли, за которые Данила получает престижные награды, и фильмы, которые оставляют заметный след в культурной истории страны и сердцах зрителей. На этот раз он снова взялся за тему, которая далеко....
Режиссер, актер Козловский Данила не привык к легкой работе, берется только за сложные проекты. Порой кажется, что они просто неподъемные. В результате возникают роли, за которые Данила получает престижные награды, и фильмы, которые оставляют заметный след в культурной истории страны и сердцах зрителей. На этот раз он снова взялся за тему, которая далеко не каждому и более именитому режиссеру по плечу: фильм «Чернобыль» — о страшной катастрофе на АЭС в Припяти, случившейся 35 лет назад. Кстати, в момент катастрофы самому Даниле Козловскому не было еще и года.
Взрыв, разрушивший реактор, спровоцировал гигантский пожар высочайшего уровня сложности.
Катастрофа глобального масштаба
Подготовка к этому проекту заняла несколько лет, длительными и непростыми были и сами съемки. Но о работе над
масштабным проектом было немного информации — создатели картины не хотели раньше времени посвящать в свои
дела. И только теперь, когда кинолента выходит на финишную прямую, удалось узнать подробности работы над этим
уникальным фильмом, о том, с какими сложностями пришлось столкнуться продюсерам и актерам и насколько по сюжету
картина приближена к тем самым трагическим событиям, произошедшим 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции.
В одной из главных ролей снялся сам Данила Козловский, а вместе с ним — Оксана Акиньшина, Филипп Авдеев,
Равшана Куркова, Николай Козак и Игорь Черневич. Это первый масштабный российский фильм, рассказывающий о
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также людях, которым ценой своей жизни удалось
предотвратить глобальную катастрофу и превращение большей части европейского континента в гигантскую зону
отчуждения и необитаемую пустыню.
Взрыв, прогремевший на 4-м энергоблоке атомной электростанции, полностью разрушил ядерный реактор, после чего из
расположенной вокруг 30-километровой зоны отчуждения срочно эвакуировали более 100 тысяч человек. Эта территория
до сих пор считается непригодной для проживания. Причиной взрыва стало сочетание нескольких факторов, связанных
с обеспечением безопасности работы станции. Авария на Чернобыльской АЭС до сих пор считается крупнейшей в
истории атомной энергетики.
В ее ликвидации приняли участие свыше 600 тысяч человек. Точное количество непосредственных жертв подсчитать
невозможно: оно варьируется от 50 официально зафиксированных погибших в первые дни и месяцы до нескольких тысяч,
скоропостижно умерших в течение нескольких лет от последствий облучения, полученного при ликвидации катастрофы.
Глазами очевидцев
Съемки сцены эвакуации жителей Припяти.
Продюсер фильма «Чернобыль» Александр Роднянский видел последствия взрыва и эвакуацию своими
глазами, так как работал в то время в Припяти и снимал происходящее на камеру. «Я лично видел и помню, как
эвакуировали жителей Припяти и как туда съезжались вызванные из резерва бывшие бойцы Советской армии, —
вспоминает Роднянский. — Естественно, когда ты сам переживаешь такое и сам снимаешь документальное кино,
то увиденное навсегда остается одним из главных воспоминаний в твоей жизни. С тех пор я много раз возвращался к
идее сделать большую художественную картину об этих событиях…»
О произошедшем на Чернобыльской АЭС есть огромное количество воспоминаний и свидетельств — тысячи статей,
книг, архивных кадров. Чтобы как-то упорядочить такой объем информации, авторы фильма создали специальный
онлайн-ресурс, куда складывали документы, способные вдохновить команду проекта: фотографии, документальные и
художественные фильмы, книги, воспоминания.
Создатели картины общались с ликвидаторами и очевидцами аварии, в том числе с пожарными, врачами, инженерами. За
консультациями обращались ко множеству самых разных специалистов, включая обслуживающий персонал атомных
станций, а также сами посещали действующие АЭС, чтобы своими глазами увидеть функционал различных подразделений,
узнать, кто именно там работает и за что отвечает.
— Есть душераздирающее интервью врача клинической больницы № 6 в Москве, которая вспоминает, как к ним
привезли первых пожарных, особенно сильно пострадавших во время тушения взорвавшегося энергоблока, —
говорит режиссер Данила Козловский. — Она рассказывала, что приехали веселые молодые ребята, которые все
время шутили: «Но мы-то понимали, что они скоро умрут…»
Смертельно опасная миссия
Данила Козловский исполняет роль пожарного Алексея Карпушина.
Сценарий «Чернобыля» разрабатывался несколько лет под началом сценариста Алексея Казакова. Для
авторов проекта было важно вывести на первый план эмоциональную и психологическую составляющие этой истории,
чтобы зритель смог погрузиться в увиденное и прожить опыт вместе с героями. Все, что связано с фактической
частью случившегося, было перенесено на экран с документальной точностью.
Однако не стоит искать за судьбами героев истории реальных свидетелей и участников аварии: создатели проекта
решили не фокусировать внимание на биографиях конкретных людей, но, объединив несколько сотен реальных
человеческих историй, создать на их основе драматические линии трех центральных персонажей: пожарного Алексея
(его играет Данила Козловский), военного водолаза Бориса (эта роль досталась Филиппу Авдееву) и инженера Алексея
(эту роль исполняет Николай Козак). Именно их группе предстоит смертельно опасная миссия: спуститься в самое
пекло и предотвратить, возможно, самый страшный исход катастрофы.
— Конечно, масштаб случившегося очень важен, но мы в первую очередь стремились показать, что при этом
происходит с людьми, с их чувствами: как меняет их эта история, какие вопросы и выборы ставит перед ними —
и какие решения они принимают, как расстаются с любимыми и как вновь обретают любовь, но понимают, что уже
никогда не смогут быть вместе, — поясняет Данила Козловский. — Это кино о людях, вынужденных стать
героями поневоле, вопреки всему. И не потому, что в них от природы заложены самоотречение и героизм, а потому,
что они просто не могут сделать другой выбор — не могут бросить все и не пойти туда, не начать тушить,
спасать, вытаскивать...
Укрощение огня
Герои Данилы Козловского и Оксаны Акиньшиной —
Алексей и Ольга — мечтают о счастливой совместной жизни на берегу моря.
Съемки фильма проходили на АЭС в Курчатове (Курская область), в студийных павильонах в Москве, на территории
знаменитой венгерской киностудии Origo Studios в Будапеште, а также в Хорватии. Отражен в фильме важный момент.
Взрыв, разрушивший реактор на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС, спровоцировал гигантский пожар высочайшего
уровня сложности, поэтому первыми, кто прибыл на место происшествия, были пожарные, которые не дали огню
перекинуться на соседний блок. Сцена пожара и борьбы с ним — одна из самых масштабных и сложных в фильме
«Чернобыль». Ее снимали с участием настоящих пожарных и с использованием реального оборудования из
арсенала огнеборцев. А сам пожар имитировали при помощи примерно 400 огненных установок. Благодаря дисциплине и
слаженности всей группы, сцена была снята без каких-либо происшествий.
Пожар удалось локализовать, однако под все еще тлеющим реактором, который, продолжая плавиться, уничтожал
бетонную плиту под собой, скопилось огромное количество воды. При соприкосновении с ней раскаленной массы
ядерного реактора неминуемо произошел бы новый, еще более мощный взрыв, который поднял бы в воздух колоссальные
объемы радиоактивного пара. Под угрозой заражения оказалась вся западная часть России и вся Европа. Из-за
разрушений на станции откачать воду дистанционно было невозможно — необходимо было задействовать
водолазов. Температура воды под реактором к тому времени составляла +56 °C и продолжала увеличиваться. Тем,
кто отважился бы в нее погрузиться, неминуемо грозили страшные дозы облучения, не говоря уже о риске взрыва,
который мог прогреметь в любую минуту, похоронив смельчаков под завалами. Тем не менее трое
водолазов-добровольцев рискнули бросить вызов стихии.
Работа над подводными сценами, которые занимают около 15 минут действия фильма, потребовала серьезной
подготовки. Все участники съемок, включая оператора-постановщика, прошли теоретический и практический курс
подводного плавания, который длился несколько месяцев. Во всех подводных эпизодах, которые зритель увидит на
экране, снимались сами актеры. У них были ботинки со свинцом, помогавшие опускаться на дно, на глубину примерно
пяти метров.
На грани жизни и смерти
В штабе ликвидации аварии, в кадре Равшана Куркова.
Работа над подводными сценами, которые занимают около 15 минут действия фильма, началась с серьезной подготовки.
Для начала все участники съемок, включая и оператора-постановщика, прошли теоретический и практический курс
подводного плавания, который длился несколько месяцев, и получили соответствующие сертификаты.
Благодаря такой подготовке, создатели картины смогли полностью отказаться от дублеров. Во всех подводных
эпизодах, которые зритель увидит на экране, снимались сами актеры — Данила Козловский, Филипп Авдеев и
Николай Козак. Работа над этими сценами велась в Венгрии. Несмотря на подготовку актеров, на съемочной площадке
все равно присутствовали дублеры и спасатели.
— У нас были ботинки со свинцом, которые помогали нам опускаться на дно, на глубину примерно пять метров,
— рассказывает о съемках Филипп Авдеев. — Там тебя прибивает к полу, ты должен найти и взять под
водой катушку, параллельно взять фонарь, увидеть, куда идти, и медленно отправиться в нужную сторону. В тот
момент мы еще были без кислородных баллонов и должны были передвигаться, задерживая дыхание под водой. На пути
стояли спасатели, которые давали нам кислород, но в какой-то момент я не успел взять воздух и начал опускаться
вниз, понимая, что меня тащит на дно свинец. В маску стала затекать вода. У меня началась паническая атака. Но я
вспомнил, как нас учили, что маску надо приподнять — и выдохнуть, чтобы вода ушла из нее. Я попытался
сделать это в резиновых перчатках, но в итоге только набрал еще больше воды и совершенно перестал что-либо
видеть. В самый последний момент спасатель увидел мое лицо и засунул в рот клапан с кислородом
Цена ошибок и героизма
Актер Филипп Авдеев.
Как и в любой серьезной и масштабной исторической картине, много усилий съемочной группы было направлено на то,
чтобы в точности воссоздать атмосферу эпохи. Разработка проекта с художниками началась за полтора года до
съемок, а непосредственная подготовка к съемкам и подбор костюмов и реквизита — за полгода. Художникам
удалось собрать тысячи единиц подлинных исторических артефактов: часов, очков, ручек, сигарет, бутылок,
пепельниц, чертежей, фотографий, печатных машинок, телевизоров, видеомагнитофонов и дозиметров разных размеров.
Приметы эпохи можно увидеть в фильме везде — от кухни до штаба ликвидаторов.
Художники проводили для меня кастинги реквизита: приходили к нам в офис и выкладывали на полиэтилене,
как на барахолке 90-х, различные предметы, и я мог, к примеру, выбрать подлинные очки того времени, которые мне
нравились, — вспоминает Козловский. — Так же было и с транспортом. Мы поехали в поле, куда они
пригнали «скорые», пожарные, «Икарусы», «ЛиАЗы», «Волги»,
«Жигули» разных цветов и сказали: «Выбирай!» Все это они каким-то образом доставали из
музеев и частных коллекций. У нас есть сцена совещания в штабе ликвидаторов, где герои узнают о том, что
произошло. Она длится не более 5 минут, но в ней было задействовано порядка 1 000 единиц реквизита! А когда мы
приехали в павильон декорации «Больница», то вся съемочная группа была в шоке: настолько аутентичным
все было и соответствовало историческому пространству! Каждая деталь была воссоздана очень точно. Это
действительно была настоящая больница с плиткой, с мраморным полом, с дверьми того времени. Где они это все
нашли, я совершенно не представляю!
Над костюмами для фильма работала художник Варвара Авдюшко. Именно она настояла на том, чтобы все костюмы в
кадре были аутентичными — включая различные комплекты формы ликвидаторов, маски и даже нательное белье.
Все это было приобретено на винтажных сайтах и барахолках. В оригинальных костюмах 80-х снимались даже актеры
массовых сцен, число которых в некоторых эпизодах доходило до 500 человек. И яркая рубашка, которую в кадре
носит герой Данилы Козловского, — ровесница актера.
Над фильмом трудилось больше 300 человек съемочной группы, различные цеха и команды, и совершенно
невозможно сосчитать то число объектов, павильонов, декораций, костюмов, реквизита, которые мы задействовали,
— говорит нам режиссер. — Но это кино интересно и важно посмотреть не только из-за того, как
уникально мы сняли подводные сцены или, допустим, эпизоды пожара, или эвакуации. Самое главное, что это кино о
людях, о цене их ошибок и их героизма. И я могу сказать абсолютно точно и искренне, что каждый член съемочной
группы вложил в эту картину очень немаленький кусочек сердца и души…
Фото пресс-службы фильма