Схемы мошенничества в Славутиче

Остап Бендер знал 400 способов «сравнительно честного отъема денег» у ничего не подозревающих граждан. Подозреваю, что биологических наследников он оставил немало. Иначе откуда бы сегодня на пост-советском пространстве "нарисовалось" бы такое бесчисленное множество всяческих мошенников?

Остап Бендер знал 400 способов «сравнительно честного отъема денег» у ничего не подозревающих граждан. Подозреваю, что биологических наследников он оставил немало. Иначе откуда бы сегодня на пост-советском пространстве "нарисовалось" бы такое бесчисленное множество всяческих мошенников?

Остап Бендер знал 400 способов «сравнительно честного отъема денег» у ничего не подозревающих граждан. И хотя писатели Илья Ильф и Евгений Петров в своих бессмертных «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке» практически ничего не рассказывали о матримониальных и амурных похождениях Великого Комбинатора, подозреваю, что биологических наследников он оставил немало. Иначе откуда бы сегодня на пост-советском пространстве нарисовалось бы такое бесчисленное множество всяческих мошенников?

Или сын турецко-подданного ни при чем, и нередко мы сами предоставляем различным «комбинаторам» самые широкие возможности обобрать нас до нитки?
Нас обирают посредством телефонных звонков, социальных сетей, интернет-магазинов и аукционов. И самое неприятное, что мы сами предоставляем мошенникам, так сказать, информацию к размышлению!

«Грузите апельсины бочками! Братья Карамазовы»

Не знаю, взялась бы я когда-нибудь за эту тему или нет, если бы не телефонные мошенники не добрались до моей семьи и меня лично. Это я к тому, что знать о существовании телефонного мошенничества и попасть под его прессинг — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

… Впервые это случилось два года назад, в канун Рождества. Далеко за полночь в квартире сестры зазвонил телефон. Захлебывающийся слезами мужской голос пролепетал нечто типа: «Мама, я в тюрьме!», а затем в трубке возник баритон уверенного в своих силах и безнаказанности человека: «Ваш сын полчаса назад покалечил в драке человека. У пострадавшего травмы, несовместимые с жизнью. Я (имярек) веду расследование и могу не открывать дело, если вы в течение часа передадите моему человеку 5 тысяч долларов.» На робкий лепет полусонной и перепуганной сестрицы, что таких денег у нее, дескать, нет, официальный баритон ответил: «Ищите. Через час мой человек подъедет (он указал достаточно известное место в центре столицы). Не принесете денег – закатаю пацана на всю катушку. Да, сыну не звоните – его телефон изъят». И отбился. Первое состояние сестрицы – шок. Второе – где взять деньги? Глухая праздничная ночь на дворе – куда бежать?
Потом включились мозги, и она позвонила сыну. Тот мирно спал у себя дома и ответил отнюдь не сразу. От стресса у сестры случился гипертонический криз. Телефон, с которого звонили, оказался отключен. Где-то через сутки автоголос начал сообщать, что «данный номер не обслуживается».
С год назад подобный звонок поступил и на мою мобилку. К тому времени Инет уже был переполнен информацией о мошенничествах такого рода. Я помнила историю, приключившуюся с сестрой. Я знала не менее десятка историй об аналогичных звонках различным славутичским абонентам, причем многие – из первых, что называется, уст (часть из них, увы, «повелись» на телефонное «разводилово» и отдали деньги неизвестным или перечислили на какие-то левые карточки). То есть морально и информационно я была подготовлена к тому, что КАЖДЫЙ, у кого есть телефон, может стать потенциальной жертвой телефонных мошенников. Но совершенно одно – ЗНАТЬ, а другое – ПЕРЕЖИТЬ и адекватно отреагировать.
Звонок грянул, когда я последней электричкой ехала со станции. К тому времени мы уже переехали мост через Припять и входили в так называемую глухую зону, где связь не работает. Сорок минут до Славутича были не самыми приятными минутами в моей жизни. И это еще мягко сказано.
И здесь важно отметить следующее. Обретя способность соображать и проверив номер, с которого поступил сигнал (понятно, что телефон оказался отключен), я не вдруг поняла, что собственно меня – подчеркну еще раз: подготовленную—–так дернуло: звонивший обратился ко мне по имени–отчеству! И, кажется, назвал по имени «типа задержанного» сына – адресным, стало быть, был звоночек.
Позже, когда я уже целенаправленно опрашивала жителей нашего города, оказавшихся в подобной же ситуации, определенная часть из них отмечала, что и к ним звонки были адресными, и именно это как раз и стало тем сокрушительным аргументом, чтобы не перезванивать «арестованному ребенку» и заплатить требуемое.

И здесь, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, еще раз напомню, что нынешние мошенники куда более изобретательны, чем приснопамятный сын турецко-подданного Оси Бендера. Они четко держат нос по ветру и отлично ориентируются в политической и общественной ситуации в стране. Так, буквально сегодня вытащила из Инета следующее сообщение-предупреждение:
«D.a. Vader опубликовала обновление статуса Галины Галай.
____________________________________
Галина Галай
УВАГА!!! Працюють шахраї! Мені сьогодні телефонували з номера 067-47-20-404, мужик, сказав, що він з благодійного фонду і пропонував допомогти коштами для дітей-сиріт, малозабезпечених і т.д. Коли я йому сказала, що зараз вільних коштів немає і допомогу відправила на Майдан, він перейшов на різкий тон. Сказав, що в примусовому порядку з підприємців збирають, мінімум 2 тис., треба дати, і почав погрожувати, що фірма у списку на закриття і т.п. Я його культурно послала – і він кинув слухавку. Народ! Не ведіться на таку фігню. Це гопники хочуть під шумок грошиків зібрати. Не бійтесь їхніх погроз, це розводняк для лохів!»
_____________________________________

Но и это еще не предел. Сеть полна сообщениями о звонках о том, что тот или иной гражданин задержан как активный участник Майдана, и виртуальные «милиционеры» требуют денег за то, чтобы отпустить его на волю. С учетом сложившейся в стране ситуации не поверить в подобный звонок тяжко…

 

«Почем опиум для народа?»

Логичен вопрос, как телефонные мошенники выбирают своих жертв и откуда у них могут быть персональные данные потенциальных абонентов. Оказалось, путей много.

Путь первый: по методу поручика Ржевского

Есть такой полуприличный анекдот:
— Поручик, у вас такой успех у дам… Как вы этого добиваетесь?
— Элементарно. Подхожу к понравившейся даме и говорю: мадам, не хотите ли вы заняться со мной быстрым и ненавязчивым сексом? Ну и…
— Да, поручик, но ведь так можно и в морду получить!
— Можно. Но случается и секс…

Ряд мошенников звонит просто наугад. Есть ряд сайтов, где выложены все когда-либо приобретенные и активированные номера мобильных телефонов – http://ktozvonit.com.ua Нередко именно здесь пасутся мошенники, выбирая номера наугад и получая минимальную информацию о пользователях номера. Так определяются жертвы «научного тыка». Но этот сайт может быть и своего рода оружием против мошенников самого разного рода: введя в поисковик определенный номер, вы можете ознакомиться с сообщениями других пользователей мобильной связи, которые уже сталкивались с владельцем «агрессивного» номера, определиться, опасен ли для вас прозвучавший звонок и т.д. К слову, «метод поручика» – наиболее распространенный в настоящее время.

_______________________________

Прикол в тему. Однажды мне рассказали об одной жительнице нашего города, которая живет одна – из домашних у нее только кот. Однажды ночью ей позвонили и сообщили, что ее родственник «попал» и за его освобождение надо бы заплатить. Дама проверила наличие под боком кота, зевнула в трубку и ответила: «Попал, говорите?.. Ну и фиг с ним, пусть сидит!» И положила трубку…
________________________________

Путь второй. «Отдай мильЁн, Корейко!»
Адресные звонки, вне сомнения, куда более неприятны – свидетельствую! – но и они имеют свое логическое объяснение.
Информацию сегодня о каждом из нас получить проще простого. Во-первых, уже более двух лет действует закон о сохранении персональных данных. В соответствии с ним наши данные занесены в десятки реестров и баз данных в самых различных учреждениях – финансовых, лечебных, учебных, развлекательных, туристических и т.п. Возможна ли утечка из них? Официальная точка зрения – нет. Практическая, опирающаяся на логику, – да, возможна. Можем ли мы как-то повлиять на этот путь получения информации? Теоретически – да, если сможем доказать, что утечка происходит из данного конкретного учреждения. Практически это невозможно.
Предполагается, что имена своих контрактных абонентов не раскрывают и мобильные операторы. Всегда ли это так? Не знаю, но Интернет пестрит сообщениями иного рода.
Что делать? Помнить, что такой путь существует – и обязательно проверять любой поступивший к вам странный или сомнительный звонок. Это пригодится еще в ряде случаев, о которых я скажу ниже.

Путь третий. «Пилите, Шура, пилите! Они золотые!..»
Самое обидное, что мы сами нередко выдаем о себе чертову кучу информации, совершенно не думая, как и кем она может быть использована. Вы всегда знаете конечный путь розданных вами визитных карточек? Я – нет, а в карточке – имя, фамилия, отчество, должность, место работы, телефоны, домашний и рабочий.
Но это еще ладно, без визиток не обойтись. А вот зачем мы выкладываем столько личной и личностной информации в социальных сетях – как минимум, неясно. Здесь тебе и ФИО, и город, в котором живешь, и нередко номера мобилок, и сведения о семье. Установив уровень конфиденциальности «только для друзей», почему-то уверены, что ни к кому постороннему персональные данные не попадут. Попадут, и запросто! «Зафрендиться» к самому бдительному человеку – дело нескольких дней. Поддержал его высказывание в ленте, «лайкнул» два-три поста или фотографии, похвалил результаты хобби, выложенные на персональной странице, сообщил, что и сам тоже увлекаешься чем-то подобным – и всё, твою заявку о дружбе, скорее всего, удовлетворят. Доступ к данным открыт.

Путь четвертый. Звонок от зицпердседателя Фунта
Уверена, что вы, уважаемый читатель, знакомы с текстом «Золотого теленка» Если же это потрясающее произведение как-то обошло вас стороной и вы не намерены насладиться его текстом в ближайшее время, напомню, что зицпредседатель Фунт (зиц – от нем. Sitz — «сиденье») – один из второстепенных персонажей романа «Золотой телёнок». Профессия Фунта с дореволюционных времен – номинальный руководитель фирм-однодневок, создаваемых ради финансовых махинаций. Обязанность Фунта – вместо подлинного махинатора попасть под суд и в тюрьму, во время отсидки ему полагается двойной оклад. В этом смысле фамилия «Фунт» после публикации романа стала в русской речи синонимом подставного лица.
Итак, сейчас речь пойдет о звонках от подставных лиц. Вам могут позвонить откуда угодно – к примеру, из поликлиники, банка, коллекторской конторы, интернет-магазина, с почты – перечень не полный, вариантов много. Звонящий обязательно попросит вас уточнить ваши ФИО (место жительства), любые другие анкетные данные. В принципе, звонок может быть подлинным, а может – и подложным. Зачем? В самом «легком» случае – чтобы внести ваши подлинные данные в валидные (живые) базы. Эти базы, к слову, давно уже стали объектом достаточно прибыльного бизнеса, поскольку полезны и для спамеров, и для коллекторов, и для мошенников разного рода. (О худших случаях поговорим немного позже.)

Что с этим делать?

Бороться с телефонным мошенничеством трудно, но можно. При этом, подчеркивают специалисты, спасение утопающих, как, впрочем, и всегда – дело рук самих же утопающих.
В первую очередь, стоит удалить со страниц из соцсетей все данные, которые могут дать дополнительную информацию о вас и ваших семьях посторонним людям. Вы точно уверены, что фото со свадьбы сына или дочери, с их выпускного вечера, с вашего семейного торжества должны лежать в сети? Вас не смущает, что вы дали ключ ЧУЖИМ не только к своей жизни, но и к жизни своих детей?

Во-вторых, есть смысл прошерстить свои странички в социальных сетях и определиться, на кой черт вам нужны «френды», которых вы не знаете лично, и группы, в которые вы когда-то вступили, но в целом их содержание вас не слишком-то интересует.

В-третьих, постарайтесь отключить у себя функцию «я альтруист» и не перезванивайте, если вам позвонили с неизвестного номера: вы не знаете, с какой целью вам звонили, вы не нуждаетесь в этом звонке – подождите, пока звонивший все же до вас дозвонится сам.
Никогда не сообщайте НИКОМУ НИКИХ данных о себе и своих близких по телефону: вы в принципе не можете знать, кто вам звонит, как бы ни представился тот, кто набрал ваш номер!
Если вам позвонили с требованием заплатить за родственника, попавшего в беду, ОБЯЗАТЕЛЬНО наберите его номер: в 90 случаях из 100 он возьмет трубку. В остальных 10 случаях звоните его близким и друзьям. Не поленитесь заранее получить эти контакты.

Чтобы не сходить с ума при звонках такого рода, договоритесь заранее о каком-то кодовом слове, которое вам могут сказать в случае опасности. Дело в том, что рыдающий голос своего трудно отличить от чужого. И здесь кодовые слова – самое то! Причем и для вас, и для дорогого вам человека.
Не ленитесь сообщить в милицию о поступившем вымогательском звонке немедленно: в этом случае есть шанс задержать мошенников с поличным. Только в прошлом году в Киеве задержали более десятка телефонных ловкачей подобного рода.
Уберите из электронной почты подпись типа «Иван Петров, менеджер, телефон…» – к чему давать о себе лишние сведения?

Как это ни смешно, но соблюдение таких себе простеньких правил поможет уберечься от многих бед.
Но поскольку описанные выше виды отъема денег – это отнюдь не все, продолжение разговора следует.

Майя РУДЕНКО

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: