Встреча с ветеранами Чернобыльской атомной электростанции Александром Забирченко, Василием Маркиным и Анатолием Гарнагой в зале городского музея произошла не случайно, ведь 22 декабря День энергетиков, и в этот день всегда можно встретить ветеранов и участников ликвидации последствий аварии на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС 1986 ГОДА.
Встреча с ветеранами Чернобыльской атомной электростанции Александром Забирченко, Василием Маркиным и Анатолием Гарнагой в зале городского музея произошла не случайно, ведь 22 декабря День энергетиков, и в этот день всегда можно встретить ветеранов и участников ликвидации последствий аварии на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС 1986 ГОДА.
Это уже стало традицией для живущих энергетиков, ветеранов, участников ликвидации аварии на ЧАЭС - прийти в музей, чтобы отдать дань памяти своим коллегам и товарищам, кто героическим трудом, а некоторые здоровьем и жизнью, прокладывали путь развития отечественной атомной энергетики в первые годы ее развития.
Двое из них, жители первого города атомщиков Припяти, а Анатолий прибыл на ЧАЭС переводом с Кольской ЗАЭС В 1987году. С трудом, но все же получил квартиру в молодом Славутиче. (Краткая историческая справка: 1967 год - утверждение Совета министров СССР о размещении первой атомной станции Украины около села Копачи Киевской области, в феврале 1970 года началось строительство первого поселка-спутника Припять и первого блока атомной станции, 1977 пуск первого блока с реактором РБМК - 1000, а статус города Припять получил в 1979 году, согласно принятому решению Верховного совета УССР).
Работу на Чернобыльской АЭС Анатолий Гарнага начал с должности старшего мастера по консервации 5 и 6 энергоблоков атомной станции тех блоков, которые так и не были запущены.
Василий Маркин работал с 1979 года, первые три года был мастером первого реакторного цеха, а потом второго. Он покинул город Припять 28 апреля 1986 года, а потом вернулся в свой рабочий коллектив.
Александр Забирченко, как и Василий Маркин в первые часы, после аварии был на своем рабочем месте. Мастер по релейной защите и автоматике электроцеха Александр Забирченко рассказывает:
Утром 26 апреля направлялся к автобусу, чтобы отправиться на футбольный матч Динамо Киев - Спартак Москва, но милицейский патруль остановил и вернул меня домой, потому что я был в списках, которым необходимо было выйти на работу. Припять покинул только 29 апреля, такой был график работы.
Из документов я знаю, что он, вместе с товарищами по цеху, в первые дни работал на разделение электроцепей между 3 и 4 энергоблоками, получил высокую дозу облучения, лечился, ему делали переливание крови. Рассказывая о тех днях, он больше всего вспоминает своих товарищей по работе и друзей, которые уже ушли из жизни.
Он мечтает принять участие в создании фильма о друге и коллеге по работе Александре Леличенко. Он называет Валерия Ходемчука, чья судьба трагически оборвалась в минуты аварии, и сразу добавляет еще одну фамилию дежурного электромонтера Анатолия Баранова, который умер и похоронен в России.
Анатолий Гарнага, неожиданно вступил в разговор: Я не знал в жизни Валерия Ходемчука, но к его подвигу мне тоже пришлось прикоснуться. В 1988 году на станцию должна была приехать мама Валерия, и было принято решение об установки памятного барельефа в коридоре около БЩУ блока.
Так случилось, что меня командировали в Киев, чтобы я на Арсенале получил бронзовый барельеф и привез его на станцию, для этого мне выделили 24-ю волгу. Когда я прибыл в цех завода, то оказалось, что литье весит более 250 кг и его размеры, не давали возможность поместить его в легковой автомобиль. Когда я связался с руководством станции, то передо мною поставили задачу найти грузовой транспорт, так как барельеф должен быть на станции к утру следующего дня, а до конца рабочей смены на заводе оставалось всего 1,5 часа.
Я вспомнил, что один из грузовых автомобилей, был отправлен в Киев по снабженческим делам. Мне удалось его отыскать и направить на завод, где мы находились. Утром барельеф уже был на атомной станции.
Установившуюся тишину нарушил все тот же Александр Забирченко, который высказал мысль о том, что мы не в праве забывать тех кто ушел из жизни, положив ее на алтарь защиты и безопасности человечества, но совершенно было бы не правильно забывать людей, кто активно участвовал в ликвидации последствий аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС все эти годы, многие из которых тоже ушли из жизни, надо думать и о тех, кто сегодня работает над превращением промплощадки атомной станции в экологически безопасную зону.
Вадим ИВКИН