Завантаження ...
Новобудови Києва

Зона мародерства. Взгляд России на порядок в Чернобыле

На Украине уволили главу Госагентства по управлению Чернобыльской зоной отчуждения Юрия Антипова. Его обвинили в невыполнении поручений правительства и неспособности навести порядок на подведомственной территории. Сам уже бывший чиновник признал, что ситуация в зоне отчуждения...

 

На Украине уволили главу Госагентства по управлению Чернобыльской зоной отчуждения Юрия Антипова. Его обвинили в невыполнении поручений правительства и неспособности навести порядок на подведомственной территории. Сам уже бывший чиновник признал, что ситуация в зоне отчуждения является «катастрофической»: там царит тотальная коррупция, продолжается расхищение леса, металла и строительных материалов.

Зона отчуждения занимает территорию вокруг Чернобыльской АЭС в радиусе 30 километров. На Украине она охватывает часть Киевской и Житомирской областей. За прошедшие после аварии десятилетия зона стала для многих источником дохода – как официального, так и неофициального. Власти Украины планировали пойти еще дальше: они собирались привлечь туда инвесторов, отдать основную часть зоны под заповедник (опять же – с возможностями ведения там бизнеса) и даже, в перспективе, перевести зону «на самофинансирование». Как это будет работать в условиях коррупции и наличия там «смотрящих» (по некоторым данным, ситуацию в зоне пытается контролировать некая группа одесских бизнесменов), сказать сложно.

Чернобыльская зона стала, в частности, источником металла. По оценкам на конец 2000-х годов, там оставалось около 1,5 млн тонн черного и цветного лома общей стоимостью до 1 млрд гривен (по нынешнему курсу – более 3 млрд рублей). Часть его составила техника, использовавшаяся при ликвидации аварии на ЧАЭС (был случай, когда из зоны пытались, к примеру, вывезти вертолет Ми-8, чтобы переоборудовать его салон в мини-кафе).

Как рассказывал эксперт по вопросам ядерной безопасности Владимир Усатенко, в 1990-е годы в зоне отчуждения провели инвентаризацию оборудования, однако «к тому моменту уже было разворовано около 70% того, что там было». Часть металла вывозится официально – после процедуры дезактивации. Так, в 2012 году, по данным Госагентства, было вывезено около 4 тысяч тонн, в 2013 – около 3,5 тысяч. Реальные объемы, как предполагается, гораздо больше (по оценке украинского журнала «Корреспондент» на 2008 год, ежедневные объемы составляли около 100 тонн, при этом половина приходилась на долю контрабандистов).

«Из зоны можно вывезти все, имея связи и деньги. Треть от продажи идет людям, которые помогают. Если через открытое КПП, то небольшую сумму дают дозиметристу», – анонимно рассказывал журналистам один из работников ЧАЭС. Сообщалось, что прикрытие нелегального бизнеса обеспечивают сотрудники милиции и прокуратуры.

Еще один источник заработка – древесина. В общей сложности лес в Чернобыльской зоне занимает примерно 140 тысяч га. Как и металл, его вывозят как легально, так и нелегально. Недавно, к примеру, в зоне были обнаружены 225 сосен, спиленных для транспортировки. В милиции не исключили, что незаконная вырубка проводилась в сговоре с сотрудниками предприятия «Чернобыльская пуща», которое ведает местным лесным фондом.

Даже решение правительства об отправке в зону бойцов Нацгвардии, чтобы обеспечить там порядок, контрабанду не остановило. «Деревья вырубают десятками гектаров, причем ценные деревья из категории “гослеса”, которым по 70–80 лет. Основная масса вывозятся вечером или ночью, на выходных, – рассказывал один из местных лесников. – Как только машина выехала за пределы зоны – у груза появляются другие, легальные документы». Другой вариант – когда чернобыльскую древесину смешивают с той, которая росла на официально «чистых» территориях, а затем продают.

По словам эколога Владимира Борейко, лес из Чернобыльской зоны можно купить прямо на столичной Окружной. При этом проверить его вне лаборатории сложно. «Лес из Чернобыля априори с радионуклидами. Причем воздействие не всегда можно зарегистрировать. Альфа-излучения (в обиходе его называют фоном), которое способны зафиксировать бытовые дозиметры, может не быть, но будут другие виды излучения, – отмечает он. – Если дерево пойдет на стройматериалы, мебель или даже если его пустят на дрова для бани – будет вред здоровью».

Масштабные пожары в Чернобыльской зоне, произошедшие минувшим летом, по одной из версии как раз были организованы, чтобы скрыть следы незаконных вырубок. Хотя правительство Украины пыталось найти в поджогах иностранный след (как выразился премьер-министр Арсений Яценюк, «ходят и те, которые умышленно поджигают, с паспортами других стран»).

Хозяйственной деятельностью в зоне отчуждения ведает упомянутое государственное агентство. Ему, среди прочего, подведомственны госпредприятия «Чернобыльская АЭС» и «Чернобыльский спецкомбинат» (в состав которого входит, в частности, комплекс лесного хозяйства «Чернобыльская пуща»), а также специализированное предприятие по управлению капитальным строительством. Агентство также курирует ряд программ, связанных с зоной: например, госпрограмму обращения с радиоактивными отходами, на которую планируется потратить около 5,2 млрд гривен (более 16 млрд рублей).

Возможности агентства этим не ограничиваются. Комментируя отставку Сергея Антипова, премьер Украины упомянул замену компании, кормившей французских рабочих в зоне отчуждения, на некую сомнительную фирму, а также отказ от услуг ряда фирм, имевших лицензии на проектные и строительные работы – агентство, по его словам, известило их, что «есть более достойные люди, которые могут выполнить эти работы на средства иностранных кредиторов».

В украинской прессе в последнее время распространялась информация, что неофициально ситуацию в зоне отчуждения курируют люди, близкие к бывшей главе правительства Юлии Тимошенко (упоминалось даже имя ее зятя Артура Чечеткина). В начале сентября появилось открытое письмо к президенту Украины от председателя Общественного совета ЧАЭС Сергея Парашина, который заявил, что зона фактически отдана на откуп людям из окружения Тимошенко, которые занимаются поборами и мародерством.

Ценность поста главы агентства – теперь вакантного – в обозримом будущем увеличится, с учетом того, что оно будет курировать проект по созданию в чернобыльской зоне биосферного заповедника. Под него планируется выделить две трети ее территории, ограничив зону радиусом 10 километров вокруг ЧАЭС. В правительстве уже обещают, что определенные территории станут официально доступны для проживания людей, планируют строительство солнечных электростанций и других объектов. «Мне кажется, там будет достаточно интересных условий, чтобы люди приезжали и создавали свои бизнесы: магазины, производственные предприятия и другое. Думаю, что там будет дешевле земля», – заявлял министр экологии Украины Игорь Шевченко в мае 2015 года.

Формально основания для пересмотра границ зоны есть: карты, предоставленные Госслужбой по ЧС, демонстрируют, что, в частности, площадь загрязнения радионуклидами Цезия и Стронция с 1986 года постепенно уменьшалась. Некоторые считают, что за пределами 10-километровой зоны уже можно в целом вести хозяйственную деятельность. Как утверждает, в частности, директор украинского Института сельскохозяйственной радиологии Национального университета биоресурсов и природопользования Валерий Кашпаров, «опасно загрязненные территории находятся в радиусе 10 километров вокруг ЧАЭС, далее земли в целом более или менее чистые». Другие выступают против: как отмечает глава «Экология и здоровье» Юрий Бандажевский, земли в 30-километровой зоне по-прежнему загрязнены радиоактивными элементами, а исследования, проведенные среди населения Иванковского и Полесского районов (на их территории располагается зона), фиксируют многочисленные нарушения сердечной деятельности.

Критики опасаются также, что на территории, лишившейся статуса зоны отчуждения, начнется захват земли. Сама идея масштабного сокращения зоны, как считает глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко, является отражением, прежде всего, чьих-то коммерческих интересов.

Проект указа о создании заповедника, по данным на начало сентября, проходит согласование. Окончательное решение, как ожидают в правительстве, будет принято до конца 2016 года.

Михаил Тищенко Редактор Slon Magazine
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: