23 Грудня 2016
1845
Две человеческие судьбы людей, чьи профессиональные годы работы были отданы развитию атомной энергетики Украины, которые стояли у истоков новой энергетической отрасли в стране. Они родились в разных уголках бывшего СССР, но любовь к своей профессии, чувство ответственности и...
Две человеческие судьбы людей, чьи профессиональные годы работы были отданы развитию атомной энергетики Украины, которые стояли у истоков новой энергетической отрасли в стране. Они родились в разных уголках бывшего СССР, но любовь к своей профессии, чувство ответственности и...
Две человеческие судьбы людей, чьи профессиональные годы работы были отданы развитию атомной энергетики Украины, которые стояли у истоков новой энергетической отрасли в стране. Они родились в разных уголках бывшего СССР, но любовь к своей профессии, чувство ответственности и профессиональный долг, любовь к своему предприятию и родному городу объединяет их и сейчас.
Геннадий Николаевич Кушнаренко в атомной энергетике Украины работает с 6 января 1972 года. По профессии он, строитель, стоял у истоков строительства первенца атомной энергетики Украины – Чернобыльской АЭС. Заглянем в суть сухих слов предыдущей фразы: Геннадию Николаевичу удалось принять участие в закладке первого(!) куба бетона в первую линию Чернобыльской АЭС, он принимал участие в строительстве всех четырех(!) энергоблоков, а также его бригада строила объекты соцкультбыта города Припять.
Он с гордостью говорит о том, что ему довелось работать и возглавлять бригаду строителей под руководством начальника строительства Чернобыльской атомной станции Василия Трофимовича Кизима. Он с добротой и нежностью вспоминает своих товарищей по бригаде, их ответственность, трудовой подъем, чисто человеческие качества. Когда он рассказывал, вспомнились слова председателя профсоюзной организации неработающих пенсионеров Чернобыльской атомной э/станции Лидии Климовой, которая на предложение рассказать о себе, спросила: «А почему обо мне? Рядом столько людей работало, а я такая же, как и они!»
О том, что Геннадий Николаевич работал с полной отдачей, говорят и его награды: за строительство первого энергоблока станции он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, за второй энергоблок был отмечен Почетной Грамотой Верховного Совета УССР, трудовой энтузиазм и трудовая доблесть при строительстве третьего энергоблока была отмечена еще одной правительственной наградой – орденом Октябрьской революции. По словам той же Лидии Климовой, он был одним из первых депутатов поселкового, а потом и городского совета Припяти.
Виля Иванович Прокопов в атомной энергетике с 29 января1976 года. После окончания сельскохозяйственного энергетического техникума он стал работать по специальности – техником-электриком. Занимался он эксплуатацией и обслуживанием электрооборудования. Вот что он вспоминает: «Я пришел на станцию, когда уже полным ходом шли завершающие работы и подготовка к испытаниям первого в Украине энергоблока Чернобыльской АЭС. Трудовой подъем чувствовался во всем, радость пуска первого блока была неописуема. В августе1977 года, 14 числа в 11.55, была осуществлена полная загрузка топливом, а в декабре (14-го числа) был подписан Акт о приеме в эксплуатацию первого энергоблока.
Окрыленные трудовой победой строители, монтажники и энергетики успешно подготовили 16 ноября 1978 года к физическому пуску и второй энергоблок, а 22 апреля 1979 был подписан Акт о его приемке в эксплуатацию. 1978 год стал памятным и для меня лично – моя семья получила в Припяти трехкомнатную квартиру. 3 декабря 1981 года был осуществлен энергетический пуск третьего блока, в июне следующего года освоена проектная мощность в 1000 Мвт. А спустя два года, в марте 1984 года, уже вышел на проектную мощность и четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС. Наш цех занимался обслуживанием и наладкой всех электротехнических коммуникаций станции, поэтому мы были в курсе всех мероприятий и пусков. Я очень горжусь тем, что мне пришлось работать вместе с Героем Украины, заместителем начальника электроцеха Александром Лелеченко, когда мы проводили запуск электролинии ЛЭП-750, подключались к Чернобыльской электролинии».
Он на мгновение замолкает, грустно вздохнув, и начинает рассказ о горячих мгновениях апреля 1986 года: «В ночь с 25 на 26 апреля, когда произошла техногенная катастрофа на четвертом энергоблоке, я был дома, а утром поехал на велосипеде на атомную станцию на работу. Моя смена начиналась с 8 утра 26 апреля. Ехал я сначала по дороге через мост, а потом по лесной дорожке. Информацией я никакой не владел, только ночью, будучи дома, мне показалось, что где-то прогремел гром, я еще подумал, что гроза. Я выехал из леса с южной стороны от станции, поэтому не сразу увидел сильные разрушения, а когда увидел разрушенный реакторный зал, понял, что что-то случилось».
Он проработал на своем рабочем месте целую смену, а на следующий день еще одну.
Потом у него появится документ, что за 26 апреля он получил 40 рентген, а за 27 апреля – 30. Он рассказывает о событиях тех дней спокойно и без лишнего пафоса. 27 апреля его жена вместе с другими припятчанами покинула город. За детей он был спокоен, сын уже был женат и работал в Читинской области, а дочь после окончания училища отрабатывала в Кировограде. Он же продолжал работать на станции, после дневной смены 27 апреля их завезли в Припять, было непривычно, город стоял почти весь пустой, над ним нависла какая-то грустная тишина: «Нас особо не предупреждали, так как работали не на самом блоке, наша защита была стандартная, как в обычные рабочие дни. 28 апреля я вышел в ночную смену с 00 часов. Утром после ночной смены нас привезли в город и разрешили забрать необходимые вещи и документы, а потом сразу отвезли в пионерский лагерь «Сказочный».
29 апреля я опять вышел в ночную смену». В пасхальные дни мая 1986 года Виля Иванович разыскал жену, тоже работника атомной станции, в одном из сел, и они вернулись опять на Чернобыльскую атомную станцию, где он и проработал до 2001 года, пока не вышел на пенсию. Для него эти годы были не только связаны с радостью побед над техногенной катастрофой, но и, как он сам говорит, тяжелыми утратами: в 1991 году ушла из жизни жена, а в 2000 году была остановлена Чернобыльская атомная станция. Трудовые успехи Виля Ивановича отмечены орденами, можно сказать, двух государств. Первым орденом Дружбы народов он был награжден до 1991 года, постановление подписывал сам Борис Ельцин, а второй орден «За мужество» III степени он получил уже от независимой Украины. С историей некогда большого государства связывает Виля Ивановича и его имя – три буквы имени Виль означают Владимир Ильич Ленин. По-разному выражали люди свою веру в страну, в которой жили, уважение к тем, кто стоял у истоков этого государства. Да, сегодня, возможно, мы по-иному смотрим на прошедшие годы минувшего столетия, но патриотизм и героизм людей мы никогда не должны забывать.
Вадим ИВКИН