6 Січня 2017
1706
В фойе Краеведческого музея Славутича и Чернобыльской АЭС сегодня разместились художественные работы по чеканке Бориса Васильевича Кузнєцова. Сегодня он пенсионер, а в прошлом работал крановщиком. Судьба бросала его от Таджикского алюминиевого завода, мартеновских цехов на Урале до...
В фойе Краеведческого музея Славутича и Чернобыльской АЭС сегодня разместились художественные работы по чеканке Бориса Васильевича Кузнєцова. Сегодня он пенсионер, а в прошлом работал крановщиком. Судьба бросала его от Таджикского алюминиевого завода, мартеновских цехов на Урале до Украины.
Десять лет на Южноукраинской АЭС и последние пять, до выхода на пенсию, на Чернобыльской АЭС в машзале – и всё время крановщиком! И вот уже 22 года, как он на пенсии. Большую часть свободного времени у Бориса Васильевича занимает увлечение, или, как мы привыкли говорить, хобби – чеканка по металлу.
Всё началось в далёком Таджикистане, лет 40 назад, когда он познакомился с местным жителем, который делал чеканки. Борису Ивановичу понравились работы, и он загорелся сам сделать такую чеканку. Помогло ему в этом его умение рисовать. Как рассказывает сам Борис Иванович, когда он, спустя несколько недель, принёс мастеру чеканку «Портрет старика», да выполнил её не традиционно на меди, а на мягком оберточном алюминии, тот поздравил его и сказал, что работа не хуже, чем у него самого. Память об Урале, о местах, где бывал писатель Бажов, вылилась у него в работе «Хозяйка медной горы». Вот с тех пор и не разлучается Борис Кузнєцов с любимым занятием.
За прошедшие годы он сделал более двухсот работ на различную тематику, есть здесь и сказочные герои, и портреты, и жанровые картинки, и природа. Его работы экспонировались в Черниговском музее М. М. Коцюбинского. Надо сказать, что Борис Васильевич увлекается не только чеканкой, он играл на бильярде, неплохо играет в шахматы, сам изготовляет луки и стреляет из них. Сейчас мечтает освоить гитару. С грустью он замечает, что в настоящее время меньше приходится заниматься любимым увлечением, потому что почти не стало металла, но он не теряет бодрости духа, дома у него есть изготовленные щиты, арбалеты, наколенники для будущих членов Клуба исторической реконструкции, который он мечтает создать в Славутиче. Он побывал в подобном клубе Киева, ездил на фестиваль «Киевская Русь» в Любеч.
Борис Кузнецов говорит: «Я не оставляю желания создать такой клуб, хотя когда-то не получил активной поддержки со стороны городских властей, ведь для изготовления доспехов и оружия нужен металл, а его сегодня почти невозможно достать. Я бывал на фестивалях в Шестовице Черниговского района, наблюдал за показательными поединками ребят, одетых в доспехи древних воинов. Это красиво и интересно, при соблюдении техники безопасности особой угрозы не таит».
– А как рождается сюжет очередного чеканного полотна, сколько уходит времени на одно произведение?
«Сюжеты рождаются по-разному, иногда вижу какую-то картинку – и мне хочется воспроизвести её в металле, иногда просто рождается какой-то сюжет. Работа длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Когда я в творческом процессе, я не замечаю окружающей среды, не контролирую время, все мысли заняты создаваемым сюжетом. И только потом, после завершения работы, возвращаешься к действительности. Иногда наблюдаю за работой жены, она тоже творческий человек и занимается вышивкой, и это тоже помогает в моём творчестве».
В последние недели уходящего года, как сам выражается Борис Кузнецов, он ездит в Чернигов, где активно болеет за участников городского шахматного турнира.
Благодарю Бориса Василевича за рассказ и желаю творческого полета мысли в новом году.
Николай БЕРЕЗКИН,
фото автора