15 Січня 2014
3396
На ЧАЭС демонтировали самую высокую вентиляционную трубу и вплотную приступают к строительству нового саркофага.В конце прошлого года ушел в историю самый заметный в буквальном смысле объект Чернобыльской АЭС - вентиляционная труба. Ее очертания помнит каждый, кто хоть раз смотрел документальную хронику после взрыва.
В конце прошлого года ушел в историю самый заметный в буквальном смысле объект Чернобыльской АЭС - вентиляционная труба. Ее очертания помнит каждый, кто хоть раз смотрел документальную хронику после взрыва.
Распилить и захоронить
Сразу после атомного взрыва труба потеряла равновесие. Очевидцы говорят, что опорные конструкции как будто висели в воздухе, их пришлось со временем укреплять. Но в это же время продолжалось строительство объекта "Укрытие-2" - так называемого нового саркофага. Обойти вентиляционную трубу или накрывать ее новым саркофагом было очень сложно технологически, да и экономически нецелесообразно. Поэтому инженеры решили пойти другим путем и построить в стороне от будущего саркофага новую систему вентиляции. А предыдущую планировали в будущем демонтировать.
На первый взгляд разрушить массивную конструкцию - не слишком уж сложная задача. Как говорится, ломать - не строить: разобрали и вывезли. Но на деле все оказалось не так просто. Во-первых, речь шла об объекте весом более 350 тонн. Это как семь загруженных товарных вагонов. А высота трубы около 150 м - как 33 этажа жилого дома.
Просто повалить такую махину означало разрушить сотни квадратных метров старого саркофага и выпустить наружу радиоактивную пыль. Пыль полетела бы из реактора под трубой и из самой трубы, внутри которой накопились тонны радиоактивной сажи. Кроме того, из-за высокого уровня радиации работать на демонтаже должно было как можно меньше людей. Это означало, что заниматься демонтажем приходилось бы в несколько приемов.
Разработкой проекта государственный институт "Атомэнергостройпроект" занимался в течение нескольких месяцев. В результате предложили распилить трубу на шесть частей, снять их по очереди и затем захоронить в машинном зале третьего энергоблока. Для начала работ ожидали только ввода в эксплуатацию новой трубы, что и произошло в середине октября.
Помогал немецкий кран
В том же месяце начали демонтировать трубу. В тендере на проведение работ участвовали как украинские, так и западные подрядчики. Отечественная команда - корпорация "Укртрансбуд", а также институт "Атомэнергостройпроект" и ДП "Западно-Украинское монтажное управление Южтехэнергомонтаж" - предложила наиболее дешевое и технологически совершенное решение. Их проект обошелся в 11,7 миллиона долларов.
"Главным героем" демонтажа стал уникальный сверхтяжелый кран "Демаг" грузоподъемностью 1600 тонн, что позволяет поднять до 70 тонн груза на 200-метровой стреле. Таких механизмов во всем мире не более десятка. Именно этот кран морем доставили из Италии, где он был занят на других работах. Из порта в Ильичевске в Чернобыль его везли на 92 грузовиках.
Кран с другими характеристиками в Чернобыле не пригодился бы. Труба вентиляции стояла на расстоянии 100 метров от ближайшего ровного клочка земли, где в принципе можно было установить кран.
С проектом справились в рекордные сроки
Необычные работы в Чернобыле не прошли незамеченными мимо западной прессы. К примеру, британская The Independent писала перед стартом демонтажа: "Это одна из самых сложных работ. Сегменты трубы весом 55 тонн каждый, полные радиоактивной сажи и пыли, будут отрезаны плазменным резаком командами, состоящими из двух мужчин, и будут удалены с помощью крана. Подъемы сегментов будут очень беспокойными: если кран промахнется или оператор просчитается и сегмент попадет в реактор, то новое облако радиоактивной пыли может попасть в атмосферу".
Строители спешили, им удалось реализовать весь проект в рекордные сроки - за 25 дней.
- Нам было важно завершить демонтаж конструкции до ухудшения погоды. Если бы поднялся ветер и начались дожди, мы не смогли бы работать при помощи этого крана, - рассказывал зампредседателя правления корпорации "Укртрансбуд" Владимир Беломытцев.
К счастью, обошлось без серьезных инцидентов. Но нельзя и сказать, что все прошло как по маслу. Во время подъема шестого, предпоследнего сегмента трубы, сработали системы безопасности крана.
- Газоотводный ствол и ограждающая конструкция уже были отрезаны. Но кран не смог поднять сегмент, фрагмент оказался значительно тяжелее расчетов проектантов, - рассказывал об этом гендиректор ЧАЭС Игорь Грамоткин. - Это была пятница, 15 часов. Труба отрезана, фрагмент практически висит над четвертым энергоблоком. Мы вынуждены были начать обратный процесс раскрепления трубы и ее заваривания. Эта уникальная работа проводилась в тяжелых радиационных условиях. Решили извлекать и поднимать отдельно ствол и обрешетку трубы. Ночью работы продолжались.
По его словам, за ночь план переработали. Тяжелый фрагмент разрезали на две части и начали перемещать частями. Из-за непредвиденных осложнений западные консультанты предложили сменить персонал монтажников, которые были заняты в работах. А фрагмент трубы при этом оставался висеть в воздухе.
Чтобы подчеркнуть героизм сотрудников, которые внесли свой неоценимый вклад в устранение предаварийной ситуации, Игорь Грамоткин назвал их фамилии прямо в ходе итогового доклада. Среди них, в частности, Александр Плотников, Сергей Приходько, Андрей Николаенко, Богдан Середа, Константин Дорошенко, Виктор Матвийчук, Петр Мельничук, Юрий Кневец, Максим Довбыш, Алексей Вихарев. Наиболее отличившиеся по итогам проведения демонтажа будут представлены к ведомственным и государственным наградам…
После демонтажа трубы теперь уже ничего не мешает консорциуму Novarka собирать новый безопасный объект "Укрытие-2" над разрушенными зданиями 3-го и 4-го энергоблоков. В ближайшие два года над реакторами возведут первую половину арки, а затем наступит и черед второй.
Наша справка
Вентиляционная труба - это один из необходимых элементов конструкции энергоблока с ядерным реактором. Известная большинству наших сограждан "полосатая" труба ВТ-2 обеспечивала "подтягивание" воздуха в помещения 3-го и 4-го энергоблоков, создавая условия для работы людей и эксплуатации оборудования в условиях повышенного уровня радиации.
После трагической аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года труба продолжала выполнять свою функцию - вентиляция помещений и создание условий для работы персонала.
Сергей БЕЛОВ, Катерина ЗОТОВА