Коммунальный террор. Невыплата субсидий, - и что будет после

Оплата коммунальных услуг требует выделения немалых средств из семейного бюджета, которых у некоторых категорий граждан просто нет. Как правило, речь идёт о наиболее незащищённых слоях населения – пенсионерах в первую очередь, безработных, людях с инвалидностью, малообеспеченных трудоспособных гражданах. На помощь таким людям...

Оплата коммунальных услуг требует выделения немалых средств из семейного бюджета, которых у некоторых категорий граждан просто нет. Как правило, речь идёт о наиболее незащищённых слоях населения – пенсионерах в первую очередь, безработных, людях с инвалидностью, малообеспеченных трудоспособных гражданах. На помощь таким людям...

 

Оплата коммунальных услуг требует выделения немалых средств из семейного бюджета, которых у некоторых категорий граждан просто нет. Как правило, речь идёт о наиболее незащищённых слоях населения – пенсионерах в первую очередь, безработных, людях с инвалидностью, малообеспеченных трудоспособных гражданах. На помощь таким людям должно приходить государство, помогая в оплате. Для этого был разработан и внедрён механизм предоставления субсидий на услуги ЖКХ. Далее на zaporizhzhia.one.

Минимизация выплат
В прошлом году власти начали полномасштабную кампанию по глобальной «зачистке» получателей таких выплат с целью минимизировать бюджетные траты. Согласно отчётам профильных ведомств, армию получателей бюджетных денег удалось сократить едва ли не вдвое. Остальным, успешно прошедшим верификацию (читай – доказавшим полную и абсолютную финансовую несостоятельность для оплаты столь раздутых коммунальных счетов), любезно предоставили возможность свою субсидию монетизировать, то есть получать её живыми деньгами на руки и самостоятельно распределять между поставщиками услуг. Ещё на этапе внедрения этого новшества звучали голоса скептиков, предполагающих, что таким образом государство просто снимает с себя функцию обеспечения этих людей полноценной помощью на оплату ЖКХ, так как никто не сможет проконтролировать и обеспечить своевременное перечисление средств получателям, а наличие долгов за коммуналку автоматически ведёт к снятию субсидии. То есть, говоря простым языком, обязанность государства перечислить средства вовремя существует только на бумаге и не влечёт за собой в случае невыполнения каких-либо персональных санкций, а обязанность потребителя жилищно-коммунальных услуг оплачивать их своевременно настолько обязательна к выполнению, что в случае неоплаты его могут не просто отключить от обеспечения, но и подать на него в суд. И взыскание может быть направлено при этом даже на единственное (!!!) жильё должника.

И её эффект
Отопительный сезон вполне наглядно показал, что скептики были правы. А вот в какой степени – посмотрим со временем. Однако цифры, обнародованные накануне, смущают и пугают одновременно. Так, согласно официальным данным, задолженность государства на начало 2020 года, озвученная Валерием Пацканом, председателем Счётной палаты, имеется в 19 областях Украины – то есть, почти на всей её территории! В сумме она составляет без малого 15 миллионов гривен. В пятёрку лидеров по величине долга вошли Львовская, Днепропетровская, Киевская, Запорожская области. А в текущем году предоставление бюджетной «помощи» местным советам в виде субвенции и вовсе не предусмотрено.

Законодательный тупик
На данный момент о погашении этой задолженности ничего не известно. Более того, при неизменно недополучающем бюджете выплатить деньги невозможно физически. В связи с этим возникает резонный вопрос: что делать получателям и поставщикам? С последними всё относительно просто. В зависимости от конкретной ситуации они могут просто в любой момент прекратить предоставление услуги конечному потребителю с простой формулировкой: за неуплату в течение скольки-то месяцев. В случае с чересчур объёмными долгами нет юридических препятствий даже для обращения в суд для взыскания этой самой задолженности. Но чем виноват аккуратный прежде плательщик, просто не получивший вовремя необходимую ему сумму от государства?

Выход есть?
По мнению профильных экспертов, своё плечо в таких случаях смогла бы предоставить местная власть путём «докладывания» своих средств в общую копилку, предназначенную для выплат субсидиантам. Однако абсолютно понятно, что объёмы средств, о которых идёт речь, весьма немалые в масштабах каждой конкретной области и, чтобы выплатить их людям, необходимо снять эти деньги с других статей.

Ещё одним выходом могло бы стать инициированное на уровне государства возвращение к старой, немонетизированной, форме предоставления субсидии с целью устроить некий «взаимозачёт» между поставщиками и государством, и таким образом избавить людей от долгов. Однако такой вариант не обсуждается.

Более того, Кабинет министров Украины предусмотрел повышение доли коммунальных платежей в структуре семейных бюджетов украинцев с 15% до 20%, то ест одномоментно на одну треть. Это поможет дополнительно сократить количество получателей помощи. Экономический эффект от этого нововведения для своих семейных бюджетов граждане Украины не ощутят полностью вплоть до отопительного сезона 2020-2021, когда он станет более чем очевиден, ведь летом и весной отсутствует оплата за отопление, и платежи сравнительно невысокие.

Свет в конце тоннеля

Какой же выход из ситуации устроил бы и власть, и граждан страны? Очевидно, что на данном этапе «общий знаменатель» найти чрезвычайно трудно. Государство со своей стороны максимально «закрутило гайки», запретив накапливать долги под угрозой лишения субсидии (и неважно, по какой причине эти долги копятся, и что человек просто не получил причитающиеся ему по закону деньги), и законодательно не запрещает предприятиям-поставщикам любыми путями у пользователя услуг эти средства взимать, вплоть до обращения в суды. Потребитель же, со своей стороны, выкладывая сумму намного большую, нежели положенные 15%, всё-равно оказывается должен, ведь без суммы субсидии многим (пенсионерам с минимальной пенсией, например) просто физически не под силу оплачивать коммуналку в полном объёме.

Шагом на пути к нормализации этой сложной ситуации могло бы стать ещё государственное регулирование тарифов, или хотя бы качественная проверка их ещё на этапе формирования. Однако предпринято этого, скорее всего, не будет.

Вместо послесловия
Как показывают подсчёты специалистов, чем выше растёт цена на жилищно-коммунальные услуги, тем больше становится и сумма задолженности населения за их использование. То есть в каждый очередной скачок тарифов уже заложен экономистами определённый процент невозврата. Компенсируют эту разницу предприятию-поставщику исключительно добросовестные плательщики, на чьи плечи ложится обязанность платить за всех. И с каждым годом ситуация всё больше усугубляется.

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: