14 декабря в Запорожье отмечали День чествования памяти участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Только благодаря самопожертвованию ликвидаторов удалось локализовать аварию и спасти мир от радиационного загрязнения. Многие из них заплатили за это своей жизнью и здоровьем. По разным данным, в течение всего одного месяца ...
14 декабря в Запорожье отмечали День чествования памяти участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Только благодаря самопожертвованию ликвидаторов удалось локализовать аварию и спасти мир от радиационного загрязнения. Многие из них заплатили за это своей жизнью и здоровьем. По разным данным, в течение всего одного месяца ...
14 декабря в Запорожье отмечали День чествования памяти участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Только благодаря самопожертвованию ликвидаторов удалось локализовать аварию и спасти мир от радиационного загрязнения.
Многие из них заплатили за это своей жизнью и здоровьем. По разным данным, в течение всего одного месяца после Чернобыльской катастрофы от полученного облучения погибли от 30 до 200 пожарных и работников АЭС. Каждый год в Запорожье торжественно чествуют погибших ликвидаторов, а выжившим — благодарят за их героизм. Но в этом году массовых мероприятий не проводят из-за пандемии коронавируса. После традиционного возложения цветов к мемориалу чернобыльцев ликвидаторы собрались в ДК «Орбита».
— Я стоял у начал строительства саркофага над четвертым энергоблоком. 7-тысячное войско строителей, которое я возглавлял, построило его за 206 дней. Это невиданные в мировой практике сроки. Для нас, ликвидаторов, сегодняшний день — это победа над мирным атомом. Но это праздник со слезами на глазах. Потому что из моих подчиненных уже нет в живых ни одного офицера. А из 7 тысяч строителей, которыми я командовал, живы примерно 800-900 человек. Я горд за наш народ, тех людей, которые, жертвуя собой, спасли весь мир от радиации, — отметил руководитель общественной организации «Чернобыльцы Запорожья» Павел Белан.
По случаю Дня чествования памяти участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДК «Орбита» организовали небольшой концерт. А всем собравшимся вручили подарки. На их приобретение потратили 20 тыс. гривен. Средства выделил комбинат «Запорожсталь».
— «Запорожсталь» — это одно из немногих предприятий, которое систематически помогает нам. Мы очень ценим это. Их помощь и внимание показывают, что наш подвиг не забыт, — отметил Павел Белан.
В первый день моментально ударило по щитовидке
Одним из строителей, который приехал в зону отчуждения в июне 1986 года, был Роман Юлдашевич Казаков. Туда он поехал добровольцем на полгода. Хотел лично помочь стране ликвидировать катастрофу. Вместе со своей бригадой Роман Юлдашевич успел отстроить поселок вахтовиков Чернобыльской АЭС Зеленый Мыс, поработать на хранилище отработанного ядерного топлива и могильнике. Так он от обычного строителя дорос до бригадира.
— Сначала мы строили поселок для вахтовиков — Зеленый Мыс. Привозили готовые дома, на фундаменте соединяли их и получали одно- или двухкомнатные квартиры. После этого работал на хранилище отработанного ядерного топлива. А в конце — на могильнике. В лесу зачищали земли, рыли яму, куда потом свозили технику, и мы это все консервировали, — рассказал Роман Казаков.
Ликвидатор вспоминает, что хоть никто тогда не знал о радиации, всем было страшно.
— Страшно всегда было. Мы не знали что такое радиация, нам никто об этом не рассказывал. Только потом мы узнали насколько это опасно. И даже сейчас, если у любого чернобыльца спросить о здоровье, то ни у кого его нет. Все мы болеем.
Когда в первый день нас привезли на КПП «Старые соколы», только тогда мы узнали, с каким врагом будем бороться. Помню, вечером нам приготовили ужин, но никто не ел. Плохо было. Уровень радиации там был большой, и моментально ударило по щитовидке. Тогда нам стали давать йод, но это не сильно помогло. На следующий день нас перевезли на другое место, и там уже было лучше, — рассказал Роман Казаков.
А больше всего Роман Юлдашевич запомнил победу. Так ликвидаторы называют день, когда саркофаг над четвертым энергоблоком ЧАЭС ввели в эксплуатацию.
— Больше всего мне, конечно же, запомнилась победа. Когда саркофаг закрыли, мы были очень счастливы. Не описать то ощущение, когда ты вернулся домой к своей семье. Это абсолютное счастье, — отметил Роман Казаков.