Воскресный день надо провести спокойно в благоприятной обстановке. Хорошо в этом помогают кинокомедии. Представляем как раз такую добрую киноподборку, многие шедевры из нее останутся в памяти надолго. 1. Через Париж La traversée de Paris Франция, Италия, 1956 год. Комедийная драма. Длительность: 80 минут. IMDb: 7,4. Париж, 1943 год. Горожане пытаются....
Воскресный день надо провести спокойно в благоприятной обстановке. Хорошо в этом помогают кинокомедии. Представляем как раз такую добрую киноподборку, многие шедевры из нее останутся в памяти надолго.
1. Через Париж
La traversée de Paris
Франция, Италия, 1956 год.
Комедийная драма.
Длительность: 80 минут.
IMDb: 7,4.
Париж, 1943 год. Горожане пытаются выжить в условиях немецкой оккупации. Чтобы прокормить себя и жену, безработный шофёр Марсель Мартен устраивается работать курьером в магазин и под покровом ночи доставляет нелегальные товары разным покупателям. В ходе очередного задания — перенести чемоданы с мясом через центр Парижа на Монмартр — герой берёт себе в подручные малознакомого месье Гранжиля. Только Марсель не раз пожалеет об этом решении. Режиссёр Клод Отан‑Лара был одной из самых ярких звёзд французского кино 50‑х годов. На его счету множество замечательных комедий, драм и криминальных картин. Позже Отан‑Лара оказался на втором плане из‑за прихода пионеров «новой волны». Но лента «Через Париж» до сих пор считается одним из самых выдающихся фильмов в истории французской киноиндустрии. В картине сыграли величайшие актёры своего поколения: Бурвиль, Жан Габен и Луи де Фюнес. Последний появился как второстепенный персонаж — жадный и трусливый лавочник‑мясник. И это стало для великого комика судьбоносным: его талант заметили режиссёры, и центральные роли последовали одна за другой.
2. Мой дядюшка
Mon oncle
Франция, 1958 год.
Комедия.
Длительность: 116 минут.
IMDb: 7,8.
Педантичное семейство Арпелей живёт в концептуальном современном доме, под завязку набитом безумными гаджетами. Но с появлением рассеянного дядюшки Юло всё начинает выходить из строя. Это первая цветная картина великого французского комика, кинорежиссёра и актёра Жака Тати, который сам исполнил главную роль. Наряду с «Шербурскими зонтиками», «Мужчиной и женщиной» и «Браком по‑итальянски» лента отозвалась в сердцах как советских, так и американских зрителей. Более того, получила премию «Оскар» как лучший иностранный фильм 1958 года.
3. Дядюшки‑гангстеры
Les tontons flingueurs
Франция, ФРГ, Италия, 1963 год.
Криминальная комедия.
Длительность: 105 минут.
IMDb: 7,9.
Лента рассказывает невероятную историю отошедшего от дел гангстера Фернана Надина. Ему приходится вернуться в клан по просьбе своего умирающего ментора — мафиози по прозвищу Мексиканец. Последний объявляет своим соратникам, что отныне руководить хлопотным и не совсем легальным бизнесом, а также заботиться о его взрослой дочери Патриции будет Фернан. Герою предстоит иметь дело не только с бандитами, которые сами не прочь занять место главаря, но ещё и с отчаянно бунтующей против поколения отцов девушкой. Во Франции комедия Жоржа Лотнера считается культовой и разобрана на цитаты. Во многом это произошло благодаря остроумным диалогам, написанным Мишелем Одиаром, а также блистательной игре Лино Вентуры и Бернара Блие.
4. Жандарм из Сен‑Тропе
Le Gendarme De Saint‑Tropez
Франция, Италия, 1964 год.
Эксцентрическая комедия.
Длительность: 90 минут.
IMDb: 7,2.
Получив повышение, бравый жандарм Людовик Крюшо приезжает в уютный курортный городок Сен‑Тропе вместе с симпатичной дочерью Николь. На новом месте полный энтузиазма герой борется с колонией нудистов, ищет угнанную машину, но в итоге находит кое‑что посерьёзнее. Рассказывают, будто идея для фильма появилась у Жана Жиро во время путешествия по средиземноморскому побережью Франции. В Сен‑Тропе у режиссёра стащили любимую портативную пишущую машинку (по другой версии — кинокамеру). Огорчённый Жиро отправился в местную жандармерию. Там и нашлась потеря — на ней печатал дежурный. Однако заявления о краже не принял, выставив уйму немыслимых условий. Рассерженный режиссёр решил в отместку включить жандармерию Сен‑Тропе в свой новый сценарий. Из этой идеи позже выросли шесть фильмов о Крюшо и его сослуживцах, где исполнитель главной роли Луи де Фюнес снимался до конца жизни.
5. Разиня
Le corniaud
Франция, Италия, 1965 год.
Криминальная комедия.
Длительность: 111 минут.
IMDb: 7,4.
В качестве компенсации за разбитую машину коммивояжёр Антуан Марешаль получает от богатого промышленника Леопольда Сарояна роскошный кадиллак. В действительности дарёный автомобиль напичкан золотом и наркотиками, а сам бизнесмен оказывается матёрым контрабандистом. Герою же невдомёк, какие вокруг него кипят страсти, он спокойно продолжает своё путешествие в Италию, знакомится с очаровательными девушками и радуется жизни. Жерару Ури зрители обязаны появлением одного из лучших комедийных тандемов всех времен — Бурвиля и Луи де Фюнеса. В «Большой прогулке», следующей работе режиссёра с теми же актёрами, спрятана отсылка к «Разине» — в одной из сцен звучит фамилия Марешаль.
6. Большая прогулка
La grande vadrouille
Франция, Великобритания, 1966 год.
Военная комедия.
Длительность: 123 минуты.
IMDb: 8,0.
Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Самовлюблённый и ворчливый дирижёр Станислас Лефор и робкий маляр Огюстен Буве должны помочь трём британским летчикам покинуть оккупированную Францию.
«Большая прогулка» побила все мыслимые зрительские и коммерческие рекорды. Первоначально главными героинями должны были стать две сестры — монашка и проститутка, но в итоге историю переписали под Бурвиля и Луи де Фюнеса, пожертвовав романтической линией.
7. Оскар
Oscar
Франция, 1967 год.
Комедия.
Длительность: 85 минут.
IMDb: 7,5.
Ранним утром крупного промышленника Бертрана Барнье будит один из служащих его конторы — симпатичный Кристиан Мартен. Нежданный гость просит прибавку к жалованию, заявляет, что любит дочь предпринимателя, а после этого признаётся, что украл у магната кругленькую сумму. Многие французские комедии появлялись сначала на театральной сцене. В их числе и «Оскар» по пьесе комедиографа Клода Манье. С 1959 по 1972 год Луи де Фюнес сыграл в одноимённой постановке почти 600 раз. Через восемь лет после премьеры талантливый режиссёр Эдуар Молинаро снял экранизацию. Роль Бертрана Барнье в фильме также исполнил Луи де Фюнес.
8. Высокий блондин в чёрном ботинке
Le grand blond avec une chaussure noire
Франция, 1972 год.
Эксцентрическая шпионская комедия.
Длительность: 90 минут.
IMDb: 7,3.
Заместитель полковника французской контрразведки Бернар Милан мечтает занять место своего начальника Луи Тулуза. Герой устраивает провокацию с расчётом подмочить репутацию патрона. Но полковник поручает своим людям выбрать любого человека из толпы и внушить Милану, будто незнакомец — некий, работающий на Тулуза, «суперагент». Бернар пытается разобраться в происходящем, не подозревая, что «суперагент» — это всего лишь скрипач Франсуа Перрен, невообразимо рассеянный и непутёвый. Фильм, созданный по сценарию известного драматурга Франсиса Вебера, сыграл исключительную роль в карьере Пьера Ришара. На тот момент комику было уже 38 лет. Но именно в «Высоком блондине в чёрном ботинке» зрители впервые увидели канонический образ актёра: «маленький человек», вечно попадающий в передряги, но успешно выпутывающийся из них. В более поздней комедийной трилогии («Невезучие», «Папаши», «Беглецы»), поставленной уже самим Вебером, Пьер Ришар снова появляется в амплуа милого недотёпы, но уже в тандеме с невозмутимым и решительным Жераром Депардьё. Узнаваемая музыкальная темаVladimir Cosma — Sirba (Le Grand Blond avec une Chaussure Noire) по замыслу должна была пародировать фильмы о Джеймсе Бонде. Но композитор Владимир Косма предложил использовать национальные румынские инструменты, цимбалы и пан‑флейту, чтобы подчеркнуть возможное славянское происхождение персонажа Ришара. Кстати, этот же автор написал музыку к большинству фильмов с участием Пьера Ришара, Жерара Депардьё, Луи де Фюнеса и других королей французской комедии.
9. Клетка для чудаков
La cage aux folles
Франция, Италия, 1978 год.
Комедия.
Длительность: 97 минут.
IMDb: 7,3.
Двое любящих и уже немолодых гомосексуалов — солидный Ренато и женственный Альбен — содержат свой травести‑клуб. Взрослый сын Ренато от прошлого брака ошарашивает его новостью, что собрался жениться на девушке из очень консервативной семьи. Естественно, родители невесты не знают об ориентации отца жениха, и если правда откроется, то ни о какой свадьбе речи быть не может. Теперь сладкой парочке предстоит прикинуться натуралами. Ещё одна забавная комедия от Эдуара Молинаро, сценарий к которой написал французский гений Франсис Вебер по пьесе Жана Пуаре, а музыку — сам Эннио Морриконе. Лента номинировалась на три «Оскара» и получила «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. А в 1996 году культовый режиссер Майк Николс («Выпускник», «Кто боится Вирджинии Вульф?») снял свою версию под названием «Клетка для пташек» с Робином Уильямсом, Натаном Лэйном и Джином Хэкманом в главных ролях.
10. Дед Мороз — отморозок
Le père Noёl est une ordure
Франция, 1982 год.
Чёрная комедия.
Длительность: 88 минут.
IMDb: 7,6.
Действие разворачивается накануне Рождества в офисе службы психологической помощи «Телефон доверия». Здесь доблестные сотрудники больше вредят несчастным дозвонившимся, чем помогают им. И чем ближе праздник, тем больше ситуация грозит перерасти в настоящую катастрофу.
«Дед Мороз — отморозок» поставлен по одноимённой пьесе, написанной игравшими и в ней, и в экранизации актёрами театральной труппы Le Splendid. Эта чёрная комедия стала культовой для нескольких поколений французских зрителей и превратилась в обязательный атрибут предновогоднего периода сродни нашей «Иронии судьбы».
11. Известные старые песни
On connaît la chanson
Франция, Швейцария, Великобритания, Италия, 1997 год.
Музыкальная комедийная мелодрама.
Длительность: 120 минут.
IMDb: 7,3.
Агенту по продаже недвижимости Симону нравится замкнутая Камиль, которая подрабатывает экскурсоводом. Но по иронии судьбы девушка влюбляется в его начальника. Параллельно Камиль пытается сделать так, чтобы её старшая сестра Одиль вновь встретилась со своим бывшим парнем. И вскоре персонажи всей этой хитросплетённой истории оказываются на организованной Одиль вечеринке. Причём каждому из героев кажется, что именно он находится в безвыходной ситуации, и в самые драматические моменты звучат отрывки французских шлягеров.
12. Ужин с придурком
Le dîner de cons
Франция, 1998 год.
Комедия.
Длительность: 80 минут.
IMDb: 7,7.
Группа обеспеченных буржуа развлекается, приглашая на ужин «придурков» и втихомолку потешаясь над их глупыми увлечениями. Одному из зачинщиков, богатому издателю Пьеру Брошану, удаётся найти «идиота мирового класса». Это бухгалтер Франсуа Пиньон, любитель собирать на досуге спичечные макеты. Брошан зовёт чудака в гости, надеясь, что тот станет гвоздём программы, но всё выходит не так, как планировалось. Действие в «Ужине с придурком» происходит в одной комнате. Такая камерность объясняется тем, что фильм — адаптация одноимённой пьесы Франсиса Вебера, которая с большим успехом шла в парижских театрах. Он рассказывал, что происходящее вовсе не его изобретение. Подобные ужины часто устраивал в своём доме актёр Лу Кастель.
13. Бобро поржаловать!
Bienvenue chez les Ch’tis
Франция, 2008 год.
Комедия.
Длительность: 106 минут.
IMDb: 7,1.
Начальник почтового отделения Филипп Абрамс мечтает получить назначение на Лазурный Берег, но вместо этого мужчину переводят в глухую провинцию. Полный предрассудков герой уверен, что север Франции населён невежественными грубиянами. Однако постепенно замечает, что это место совсем не такое, каким кажется на первый взгляд. Вторая режиссёрская работа Дэни Буна стала рекордом национального кинопроката. Юмор построен на сравнении французских диалектов, поэтому российским локализаторам пришлось изрядно постараться, переводя многочисленные лингвистические шутки.
14. 1+1
Intouchables
Франция, 2011 год.
Комедийная драма.
Длительность: 112 минут.
IMDb: 8,5.
Парализованный аристократ Филипп ищет себе помощника. Неожиданно для всех мужчина нанимает хамоватого темнокожего парня с криминальным прошлым, но в итоге этот эксцентричный шаг становится началом прекрасной дружбы. Несмотря на то что сюжет звучит слишком невероятно, чтобы быть правдой, в основу фильма легла реальная история французского бизнесмена Филиппо Поццо ди Борги и его помощника Абделя Селлу. Проникновенный саундтрекLudovico Einaudi — Una Mattina (Extended Remix) композитора Людовико Эйнауди, яркая игра актёров Франсуа Клюзе и Омара Си, отличный сценарий — всё это принесло фильму любовь зрителей во всём мире.
Правда, русская локализация названия «1+1» сильно исказила режиссёрский замысел. В оригинале лента называется «Неприкасаемые» — подразумевается, что оба главных героя оказались на задворках общества. Ещё один вариант толкования: в толерантном обществе не принято шутить над инвалидами и темнокожими, а напротив, с ними обращаются очень осторожно, боясь задеть. Следовательно, не хотят «соприкоснуться» с ними по‑настоящему.
15. Имя
Le prénom
Франция, Бельгия, 2012 год.
Комедия.
Длительность: 109 минут.
IMDb: 7,3.
Успешный риелтор Винсент и его очаровательная супруга Анна готовятся стать родителями. По этому случаю сестра героя Элизабет и её муж Пьер устраивают ужин, куда приглашён также друг семьи Клод. Вот только стоит будущему отцу ляпнуть, что он собирается назвать малыша Адольф, как приятный вечер превращается в катастрофу. Фильм почти наверняка понравится любителям камерных картин, таких как «Джо» (1970), «Налево от лифта» (1988), «Ужин с придурком» (1998), «Резня» (2011) и «Идеальные незнакомцы» (2016). Перед режиссёрами Александром де ла Пательером и Матьё Делапортом стояла непростая задача — удержать внимание зрителей на протяжении почти двух часов при том, что героев всего пять, а действие практически не выходит за пределы одной комнаты. Но «Имя» — это тот случай, когда замкнутое экранное пространство идёт на пользу.