Описывая монумент "Родина-мать", туристы, которые видят его впервые употребляют несколько слов: мощь, величие. Памятник расположен на Правом берегу Днепра. Монументальная скульптура возвышается над городом уже 39 лет. My-Kiev сделал для вас подборку самых интересных фактов об этой жемчужине архитектуры мирового уровня. Интересные факты: 1. У данного грандиозного проекта было...
Описывая монумент "Родина-мать", туристы, которые видят его впервые употребляют несколько слов: мощь, величие. Памятник расположен на Правом берегу Днепра. Монументальная скульптура возвышается над городом уже 39 лет. My-Kiev сделал для вас подборку самых интересных фактов об этой жемчужине архитектуры мирового уровня.
Интересные факты:
1. У данного грандиозного проекта было несколько «отцов». Начинал работу известный в СССР скульптор Евгений Вучетич, который к тому времени создал монументальный колосс – «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Но в Украине свое дело он закончить не успел, и после его смерти работу возглавил киевский скульптор Василий Бородай вместе с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым и Николаем Фещенко. Кстати, Бородай и Фещенко также являются авторами «Памятника основателям Киева», установленного на набережной Днепра. По замыслу Родина-мать вместо меча должна была держать в руках чашу, ребенка или лавровую ветвь.
2. Украинская группа мастеров во главе с Василием Бородаем пыталась изменить первоначальные эскизы Вучетича и придать статуе более мирный вид. Для этого, по их замыслу, она, вместо меча, должна была держать в руках чашу, ребенка или лавровую ветвь. Всего предложенных вариантов было 11. Но партийное руководство, курировавшее проект, видело памятник, приуроченный к годовщине победы, исключительно с оружием. Бородай и его команда смогли изменить лишь положение рук скульптуры. И теперь Родина-мать держит меч не перед собой, защищаясь, как было задумано изначально, а в поднятой над головой руке, символизируя триумф победы. Киевская «Родина-мать» могла бы быть еще выше. Ведь изначально меч, который она держит в руке, планировали сделать длиннее.
3. Высота самой скульптуры «Родина-мать» -62 метра, а общая ее высота с постаментом — 102 метра. Таким образом, киевская «Родина — мать» является самой высокой монументальной скульптурой в Европе. Соперничает с ней лишь та же волгоградская «Родина — мать зовет!» работы Вучетича. Высота этой статуи значительно выше киевской — 85 метров, но общая высота композиции с монументом – «всего лишь» 87 метров. Поэтому в разных источниках эти две «титанические дамы» соревнуются за место в рейтингах самых высоких скульптур мира. Согласно местной легенде, киевский митрополит просил сделать меч короче, чтобы он не был выше колоколов Лавры.
4. Киевская «Родина-мать» могла бы быть еще выше. Ведь изначально меч, который она держит в руке, планировали сделать длиннее. Но, согласно местной легенде, киевский митрополит просил сделать меч короче, чтобы он не был выше колоколов Лавры. Однако есть и вторая версия — техническая необходимость. И помогла в этом…волгоградская «конкурентка». Длина ее меча составляла 33 метра и весила целых 14 тонн. Такой большой вес привел к деформации конструкции и излишнему напряжению в месте крепления руки с мечом к туловищу. В итоге меч раскачивался и скрипел на ветру. Поэтому, сделав выводы из чужих ошибок и проконсультировавшись с авиаконструкторами, авторы киевской скульптуры уменьшили размер меча. В результате он составляет 16 метров и весит 9 тонн. И, к радости митрополита, статуя Родины-матери на целых 18 метров ниже креста колокольни Лавры. Изначально предполагалось покрыть монумент сусальным золотом, но в итоге сошлись на нержавеющей стали.
5. Разногласия были и при выборе «одежды» для памятника. Изначально предполагалось покрыть монумент сусальным золотом, но в итоге сошлись на нержавеющей стали, из которой и начали выливать каркас Родины-матери в Запорожье. А обшивали ее уже в Киеве специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 сантиметров. Суммарная длина швов составила около 30 километров. Согласно конструкции, части монумента должны были свободно проходить под автомобильными мостами, по которым их на огромных трейлерах доставляли к месту окончательной сборки. Кто же «подарил лицо» Родине-матери? Версия №1 – это художница и скульптор Галина Кальченко, автор памятника Лесе Украинке в Печерском районе
6. Ну и как же без поисков прототипа. Кто же «подарил лицо» Родине-матери? Версия №1 – это художница и скульптор Галина Кальченко, автор таких известных киевских памятников как памятник Лесе Украинке на одноименной площади в Печерском районе и памятник Ивану Котляревскому на улице Мельникова. Кроме того, Кальченко была однокурсницей Бородая по художественному институту, и, очевидно, в своем лице воплощала для него образ украинской женщины. Ведь когда, согласно воспоминаниям современников, кто-то из партийной комиссии заявил Бородаю, что лицо его Родины-матери не украинское, он ответил: «Я вылепил его с Галины Кальченко, а отец и мать у нее украинцы». Также известна версия, что свое лицо статуе «одолжила» и киевская художница Нина Даниленко. Чтобы долго не спорить, можно посмотреть на их фото и сравнить, чье же сходство больше. Но в окончательном варианте лицу Родины-матери пришлось перенести небольшую скульптурную ринопластику — ей изменили форму носа, чтобы избежать визуальной приплюснутости при виде снизу.
7. Работа над памятником кипела в три смены. Стало известно, что на открытие приедет сам Леонид Брежнев. За срыв графика контрольная комиссия из компартии пугала исключением виновных из партии. Но, несмотря на такой плотный график, за несколько дней до открытия 100 метровый подъемный монтажный кран – самый большой в СССР, все еще стоял на площадке перед памятником. И его в срочном порядке демонтировали. Памятник строили пять лет
8. Всего от начала работы над проектом памятника в 1976-м году до его триумфального открытия прошло 5 лет. Статуя простоит не менее 150 лет без реконструкций
9. По расчётам конструкторов, статуя «Родина-мать» может выдержать землетрясение силой 9 баллов. Ведь ей придали устойчивость с помощью уникального фундамента — бетонного колодца, уходящего под землю на 17,8 метров. Именно на этой глубине начинается ее каркас. А результаты проверок и исследований его состояния показывают, что статуя простоит не менее 150 лет без реконструкций.
10. Киевская «Родина-мать» попала в Книгу рекордов Украины. В 2017 году, когда Киев принимал у себя песенный конкурс Евровидение, благодаря световым эффектам памятник «переодевали» в 14 национальных костюмов из разных регионов Украины, чтобы познакомить гостей столицы с их самобытной культурой. Это яркое шоу, которое длилось 7 минут, установило рекорд как самый большой 3D mapping на монументальной скульптуре.
Светлана Мысляковская