23 Червня 2015
1552
В понедельник, 22 июня, Украина выплатила России $75 млн: проценты по взятому Виктором Януковичем в последние месяцы президентства кредиту в $3 млрд. Перевод средств стране-агрессору вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию в украинском обществе.
В понедельник, 22 июня, Украина выплатила России $75 млн: проценты по взятому Виктором Януковичем в последние месяцы президентства кредиту в $3 млрд. Перевод средств стране-агрессору вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию в украинском обществе. Это решение правительства уже подвергается жесткой критике, но такой непопулярный шаг может помочь сэкономить украинскому государству миллиарды долларов. Один из участников переговорной группы по реструктуризации госдолга Украины рассказал ЛІГАБізнесІнформ, почему решение о выплате процентов России - неприятная, но необходимая мера.
Опасный неплатеж
"Отказ от выплаты процентов по любому долгу автоматически означает кросс-дефолт по всем еврооблигациям", - объясняет собеседник ЛІГАБізнесІнформ. То есть собственники всех долговых обязательств Украины получают полное право тут же предъявить их к погашению, независимо от сроков обращения облигаций. Сейчас частные инвесторы владеют ценными бумагами Украины и квазигосударственными долгами на общую сумму около $20 млрд со сроком выплаты в 2016-2018 годах. Если все эти облигации будут единовременно представлены к погашению (что неизбежно при просрочке выплат процентов хотя бы по одному из них), страна окажется банкротом и очень надолго потеряет доступ к международному финансированию.
"Сейчас идут сложные переговоры с комитетом кредиторов Украины о списании части госдолга (в кулуарах говорят о списании 30-40% суммы задолженности. - Ред.) и реструктуризации выплат, - рассказывает источник. - Мы сделали кредиторам очередное предложение и надеемся уже в ближайшее время найти компромисс: списать часть долга и заморозить выплаты на четыре года". Предыдущие попытки договориться с собственниками евробондов Украины успехом не увенчались: они настаивают на погашении всей суммы задолженности и не соглашаются на приостановление процентных платежей. Тем не менее переговоры продолжаются, и в таких условиях невыплата процентов по одному из долгов неминуемо приведет к их срыву. "На одной чаше весов - $75 млн процентов по одному выпуску облигаций, на другой - возможность реструктурировать $20 млрд, - уточняет чиновник, знакомый с ходом переговоров. - Никто не рискнет в таких условиях отказаться от своих обязательств".
Под угрозой моратория
Пока что Украина старается сохранить имидж "хорошего парня" и не отказывается платить по своим долгам. Но юридическое основание для отказа погашать евробонды есть - принятый месяц назад закон позволяет правительству в любой момент наложить мораторий на выплаты по гособлигациям. "Мы всегда можем "дернуть стоп-кран" и отказаться платить проценты и погашать предъявленные к выплате гособлигации, - говорит собеседник. - Но это крайняя мера, сейчас важнее сохранить саму угрозу фактического дефолта, чем объявлять его". По его словам, сразу после принятия закона кредиторы стали заметно сговорчивее и переговоры стали конструктивнее. Понимание того, что у Украины есть юридические основания для отказа погашать облигации, стимулирует их к поиску приемлемого для всех сторон решения.
"На этой неделе состоится встреча с комитетом кредиторов, где будут обсуждаться технические вопросы о госдолге Украины, - уточняет источник. - После этой конференции мы надеемся в течение максимум двух-трех недель завершить переговоры и договориться о списании части долга и приостановке выплат по облигациям до 2020 года".
В частности, правительство предложило владельцам украинских евробондов своеобразный бонус: если экономика страны будет расти быстрее, чем прогнозирует МВФ и Кабмин, списанный долг компенсируют выпуском новых долговых бумаг для кредиторов. Если же они продолжат упорствовать и настаивать на полном и безотлагательном погашении облигаций, то правительство вынуждено будет ввести мораторий и на неопределенный срок заморозить выплаты по внешним долгам. Если к этому инструменту придется прибегнуть, тогда выплата $75 млн процентов по облигациям, которые, вероятнее всего, принадлежат российскому Минфину, окажется бессмысленной.
Иван Зайцев
ЛIГАБiзнесIнформ