6 Травня 2014
2181
В ожидании 9 мая Киев настороженно оглядывается. Слово "провокации" уже стало привычным в столичном лексиконе. Провокаторов ждут, проявляют классическую обывательскую и положенную служебную бдительность, готовятся к неприятностям.
В ожидании 9 мая Киев настороженно оглядывается. Слово "провокации" уже стало привычным в столичном лексиконе. Провокаторов ждут, проявляют классическую обывательскую и положенную служебную бдительность, готовятся к неприятностям.
В ожидании 9 мая Киев настороженно оглядывается.
Слово "провокации" уже стало привычным в столичном лексиконе. Провокаторов ждут, проявляют классическую обывательскую и положенную служебную бдительность, готовятся к неприятностям.
Власти ограничили на День Победы движение по Лаврской, а парад и шествие вообще отменили - чтобы не создавать пространство для провокаций. В городе организуют усиленные патрули - например, на Троещине. Сформировано спецподразделение "людей в черном" - Патрульная служба особого назначения, которое будет патрулировать улицы столицы. Силовики проводят усиленные тренировки по деблокированию зданий, захваченных вооруженными людьми. Вокруг столицы возвели блокпосты, - девять на основных трассах, и еще дополнительные на малых дорогах, по которым можно въехать в Киев, - чтобы отслеживать вероятные перемещения гостей с востока на автомобилях. В соцсетях и в СМИ регулярно появляются тревожные, почти панические сообщения "очевидцев" о "вежливых" людях с московским акцентом, которые якобы съезжаются в столицу и компактно расселяются то ли на съемных квартирах, то ли в общежитиях на окраинах Киева и неосмотрительно демаскировавших себя попытками обменять рубли на гривни. Похожие сообщения ходили еще в дни Майдана, но тогда это был "русский спецназ".
Провокаций ждут так сильно, что в одном из информагентств даже заранее арендовали зал для пресс-конференции на тему "Почему на 9 Мая в Киеве были беспорядки".
Юлия Тимошенко подлила масла в огонь, предупредив о "большом кровопролитии".
А глава СНБО Парубий прямо заявил:
"Провокации планируются не только на востоке Украины, но и в Киеве. Речь идет о продолжении проведения Россией спецоперации под кодовым названием "Русская весна", которая включает шесть областей: Донецк, Луганск, Херсон, Николаев, Запорожье, Одесса. Весь этот пояс, который Путин почему-то назвал юго-востоком, он считает, что эта территория должна иметь особый статус, на этих территориях мы ожидаем провокаций и не только на 9 Мая, но и к 9 Мая".
"Обозреватель" пообщался с сотрудником украинских спецслужб, чтобы выяснить, насколько обоснованы опасения жителей столицы.
По словам нашего собеседника, провокации действительно возможны. Любое большое скопление людей на 9 Мая - это "подходящее место" для провокаций. Противостоять этому спецслужбы намерено традиционным способом: опергруппы, задержания, допросы, фильтрация.
Что касается "подозрительных людей", то о них сигналы в спецслужбы приходят регулярно. Идет фактически шквал звонков и сообщений обо всем, что людям кажется подозрительным. Причем граждане традиционно не понимают, что достойно внимания спецслужбы, а что - нет. Случается, звонят люди и сообщают, что, например, сосед не поддерживает власть, - пожимает плечами наш собеседник, поясняя, что давать ход такого рода сигналам никто не собирается. Основная масса сигналов не подтверждается.
По мнению нашего источника, в Киеве не стоит ожидать каких-то серьезных действий по дестабилизации обстановки - таких, как захваты зданий и т.п. - не та ситуация в городе, не тот контингент, да и осмысленность таких акций близка к нулю. Маловероятен в Киеве и одесский сценарий, считает он: в городе практически отсутствует одна из сторон противостояния. Вообще, говорит наш собеседник, действия Путина, давление России сильно сплотили киевлян.
Кроме того, по словам источника, закрыть украинскую границу с Россией попросту не представляется возможным: там масса "темных мест", которые вообще не контролируются государством. Некоторые населенные пункты, как, например, Меловое, разделены границей пополам - предотвратить нелегальное проникновение людей и грузов через такую границу невозможно технически. Соответственно, не станет такая граница препятствием ни для групп диверсантов, ни для российских войск, развернутых по ту сторону.
Новых горячих точек на территории Украины наш собеседник не ожидает - террористы сейчас не в том положении, чтобы развивать наступление, но те очаги, которые уже есть, продолжат "гореть". Оружие в руках террористов, по его словам, может иметь разное происхождение. Помимо разграбленных райотделов милиции, это и поставки из России, и хищение из местных воинских частей (которые, как известно, не сданы). Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и черный рынок оружия, ведь в вооруженных формированиях Юго-Востока принимают участие и представители уголовного мира, как украинского, так и российского (тот же пресловутый "Бабай", к примеру), которые имеют достаточные связи для организации поставок.
На Юго-Востоке уже идет полноценная война, и в свете этого провокацией можно счесть все что угодно. В конце концов, не окажется ли неожиданное отсутствие провокаций на 9 Мая чьей-то хитрой провокацией?
Д. Шубин