Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

Продавцы воздуха. В Украине оживились создатели финансовых пирамид

Корреспондент «Журналиста» выяснил, что аферисты адаптировались под действующее законодатель- ство, берут мастер-классы у опытных психологов и, даже оказавшись под следствием, продолжают оболванивать украинцев. Мошенники обещают кредит в обмен на взносы. Предложений ссудить денег...

 
Корреспондент «Журналиста» выяснил, что аферисты адаптировались под действующее законодательство, берут мастер-классы у опытных психологов и, даже оказавшись под следствием, продолжают оболванивать украинцев.

Мошенники обещают кредит в обмен на взносы

Предложений ссудить денег, да еще и под крошечный процент, — уйма: крупным шрифтом, со всех столбов, в общественном транспорте и на автобусных остановках. Обещают, гарантируют, манят. В этом города Украины похожи как братья. Вот и 50-летняя Марина Казочук (фамилия изменена) из небольшого поселка в Винницкой области не устояла. Да и как тут удержаться: дочка не первый год борется с онкологией. А кредиты, которые Марина брала в банках на операцию, нужно отдавать. Два месяца женщина колебалась, но приятный голос в телефонной трубке развеял все сомнения…

— Единственное, что кольнуло – открытость учреждения. В банке очень трудно получить деньги. А тут сходу обещали 80 тысяч гривен, просили только сделать первый взнос… «Для чего он?», спрашиваю. Меня успокоили: мол, если у вас не будет завтра чем заплатить, эти деньги возьмут – и погасят долг. Я была словно под гипнозом. В кошельке лежали $200, я поменяла их в банке. И отдала. Оформили договор, спрашиваю: «А когда я получу деньги?» Мне ответили, что сегодня вечером переведут на карточку.

Осознание, что надули по полной, пришло в автобусе. Утром Марина, заливаясь слезами, в уже знакомом офисе умоляла вернуть деньги и снова, как и днем раньше, рассказывала о больной дочке. Аферисты звонили в «центральный офис», обещали, что вот-вот сумма придет, а под конец просто рассердились. Спустя несколько дней перестали отвечать на телефонные звонки, а еще через неделю со здания исчезла вывеска.

— Я не обращалась в полицию. Да и кто будет заниматься моим делом? Я одна, мужу и детям сказать не могу – стыдно,
— вытирая слезы, признается Марина.

Таких историй ежегодно – десятки тысяч. Сегодня мошенничество, наравне с воровством, кражами и грабежом, лидер криминального рейтинга. В 2016 году правоохранители зафиксировали 46 тысяч самых разных афер – от телефонных вымогательств до изощренно выстроенных псевдокредитных и инвестиционных организаций, сообщили корреспонденту «Журналиста» в пресс-службе Национальной полиции.

Казалось бы, после голодных 90-х, когда финансовые пирамиды росли, как на дрожжах, а Коля Голубков с телеэкрана сулил новые сапоги жене и невиданное изобилие соседу, украинцы должны были бы выработать иммунитет. Но за последние три года этот вид мошенничества получил небывалый размах, а в некоторых случаях – и массированную рекламу в национальных медиа.

«В Уголовном кодексе нет понятия «финансовой пирамиды»


— В Уголовном кодексе Украины нет понятия «финансовой пирамиды». Наверное, если бы существовал закон, было бы легче, но работаем и так, — признается пресс-секретарь управления защиты экономики Национальной полиции Наталья Калиновская.

19 апреля 2016 года Комитет Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности одобрил окончательную редакцию законопроекта №0959 о запрете финансовых пирамид и рекомендовал документ ко второму чтению. Однако этот законопроект, появившийся еще во времена премьера Николая Азарова, актуален на 2011-2012 год, отмечает правозащитник Богдан Хаустов.

— Его нужно дорабатывать. Хотя бы потому, что в Украине не урегулированы отношения с интернетом, где аферисты часто просят перевести деньги. Впрочем, и без закона о финансовых пирамидах следствие, если будет правильно работать, а не спускать все на тормозах, может добиться нужного результата, — подчеркивает Хаустов.

— У нас сменилось пять следователей, пока появился тот, кто довел дело пирамиды «ФинансИнвест» до суда, — рассказывает львовянка Наталья Гнатко (фамилия изменена).

Два года назад она покупала квартиру. Не хватало небольшой суммы, но в банке в займе отказали, потому что нужны были справки о «белой» зарплате, а друзья не рискнули в кризисное время одолжить денег. Муж Натальи обратился по одному из объявлений, которыми был увешан весь Львов.

— Мы покупали в рассрочку бытовую технику и машину, поэтому слово «кредит» нас не отпугнуло. И только когда муж сделал взнос (25 000 гривен) в фирму «ФинансИнвест», поняли, что стали жертвами аферистов. Что делать – обратились в полицию, написали заявление. Там сначала сказали, что мы сами виноваты. Прокурор тоже так же считала – ведь добровольно отдали деньги, — вспоминает Наталья.

Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, нужно было не меньше 30 подобных заявлений. Наталья с мужем принялись искать тех, кто так же попал в беду. Нашлось 200 человек, хотя пострадавших от рук аферистов Ростислава Яцуна и Татьяны Волинской намного больше – это уже не первая их «фирма».

— Договор был очень запутанный – жулики провели директора аптеки, юриста, милиционера на пенсии, бухгалтера. Хотя нельзя отрицать талант консультанта. Высокая, молодая, красивая, она так искренне убеждала людей, что обязательно выдаст кредит, — усмехается Наталья.


Мошенников задержали, но пока шло уголовное следствие, они попытались открыть еще одну «фирму», рассказывает правозащитник Богдан Хаустов. На суде Ростислав Яцун свою вину признал и теперь выплачивает пострадавшим по 200 гривен ежемесячно.

Аферисты адаптировались под законодательство

Финансовые пирамиды сегодня не просто активизировались, по сравнению с 90-ми они стали более изощренными: придумали новые истории успеха, смогли адаптироваться под действующее законодательство и рынок, выработали иммунитет против нововведений, подчеркивает Хаустов.

— И даже частично узаконили свою деятельность. Например, заключают договора со страховыми или консультационными организациями – да так, что правоохранители в их деятельности не видят криминала. Потому что обманутый человек заплатил деньги за консультацию или страховку, — рассказывает Хаустов.

Жулики маскируются под инвестиционные фонды, как пресловутая компания Helix, которую правоохранители разоблачили в декабре 2016 года. Более двух лет, прикрываясь иностранной регистрацией и яркой рекламой в украинских медиа, фирма зазывала граждан вкладывать деньги в развитие мифического бизнеса за рубежом. В итоге троих руководителей финансовой пирамиды взяли под стражу за мошенничество и присвоение 2,7 млн гривен. Спустя месяц один из них, Дмитрий Нагута, вышел на свободу, заплатив залог в 5 млн гривен. Сейчас пирамида, не сбавляя оборотов, все также продает воздух.


Зарабатывают мошенники и на торговле несуществующими инновационными технологиями. В интернете предлагают стать членами элитного клуба, естественно, за деньги, и сдавать в аренду кусочек своего ноутбука. Техника якобы участвует в глобальной сети, где все компьютеры думают и вырабатывают новейшие технологии для миллиардеров и сильных мира сего. Но, как бы абсурдно такое предложение ни звучало, желающих отдать мошенникам деньги немало, разводит руками Хаустов.

Пирамиды регистрируют за границей

За более чем 10 лет противодействия аферистам правозащитник классифицировал пирамиды. Сегодня криминальный рынок Украины равномерно поделен между:

Классическими пирамидами, подобными МММ;
Инвестиционными пирамидами;
Кредитными финансовыми пирамидами;
Интернет-пирамидами.

Чаще всего аферисты регистрируют фирму за границей – либо в оффшорной стране, либо в Великобритании, Швейцарии или Австрии – для солидности и убедительности.

Украинские правоохранители добавляют в этот перечень и строительные пирамиды, участники которых отдают деньги на возведение реального жилья, но в результате оказываются без средств и квартир. До 2016 года самой громкой была «Элита-центр». Но столичный застройщик Анатолий Войцеховский, которого арестовали 17 июля 2016 года, похоже, сумел переплюнуть и ее – пострадавшими от его деятельности могут стать около 10 тысяч человек. В глобальной афере Войцеховского, по оценкам экспертов, участвовало более 60 фирм, оформленных на подставных лиц.


Средний срок жизни финансовой пирамиды – полгода. Пока разъяренные вкладчики не начнут требовать возмещения убытков. Но случается, что компания держится на плаву и дольше. И тут, очевидно, не обходится без помощи влиятельных покровителей в силовых структурах.

Мошенники берут уроки у психологов

Основной причиной активности финансовых пирамид эксперты называют ослабление экономики. В смутное время, когда реальных возможностей заработать все меньше, даже за абсурдные предложения хватаются, как за соломинку.

— Кредитный рынок сейчас тоже свободен, а банкам люди не доверяют,
— отметил Богдан Хаустов.

У меня такое ощущение, что под каждый вид населения существует свой вид мошенничества, рассуждает кризисный психолог Марина Кехтер.

— Ключ можно найти к любому. Молодежь в зоне риска, потому что у нее нет опыта. У людей старшего возраста уязвимое место – излишняя самоуверенность: «Я жизнь прожила». А вообще душевная незрелость и неспособность критично оценивать ситуацию – особенность постсоветского общества, — резюмирует психолог.

Когда люди живут в стране, где было много разных психологических травм, а у нас хронические войны и революции, то личность редко полностью взрослеет, объясняет Марина Кехтер. В результате человек мало доверяет себе и подвержен влиянию. А в Украине выросло не одно поколение людей, которым рассказывали, как правильно жить, чувствовать, где их будущее. Эти люди остро нуждаются в опеке, и, плохо ориентируясь в финансовых вопросах, ищут место, где им изобразят заботу и псевдородительскую поддержку. А еще украинцы подвержены тому, что раз человек уделил время, то как-то и неудобно не подписать договор, отметила Марина Кехтер.

Впрочем, современные мошенники на одних только болевых точках не останавливаются, активно привлекая для сотрудничества психологов, которые «натаскивают» жуликов для работы с клиентами.

Однажды во время рейда в офис финансовой пирамиды Богдану Хаустову попал в руки тетрадь с 300 вариантами ответов на самые каверзные вопросы, которые задают аферистам жертвы обмана, журналисты, полицейские.

– Это был конспект двухнедельного тренинга. Консультанты фирмы, не зная толком, что написано в договоре, отвечают на вопросы теми тезисами, которые для них разработали опытные психологи, — рассказывает Хаустов. – Поэтому нет ничего удивительного, что среди жертв махинаций, с которыми я сталкивался, были люди с высшим образованием, а то и не с одним. Как-то аферисты обвели вокруг пальца даже врача-психиатра. Если человек уверен, что его нельзя обмануть, он уже потенциальная жертва мошенников.

Оксана Якушко

































Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: