31 Жовтня 2017
919
Перманентные разборки между Кабмином и «Нафтогазом» вступили в новую фазу. Правительство намерено не повышать и без того высокую цену на газ для населения. Зато «Нафтогаз» требует повысить ее почти на 18% и даже заручился поддержкой МВФ. Вообще, государственный «Нафтогаз»...
Вообще, государственный «Нафтогаз», вышестоящей инстанцией для которого является Кабмин, вышел из-под контроля правительства, судится с ним, назначает своему топ-менеджменту космические зарплаты, покупает сверхдорогие автомобили. Все это за деньги, вырученные от тех сумасшедших тарифов, которые были установлены по инициативе правительства. Это наносит огромный удар по рейтингу власти, который и без того упал ниже некуда.
Накануне выборов 2019 года «Нафтогаз» в политическом смысле превращается в «токсичный актив». В то же время, это кормушка, особенно после огромного «гройсмановского» повышения цены на газ. Поэтому имеют место разборки за контроль над нефтегазовым монополистом, точнее над его многомиллиардными финансовыми потоками.
Наплевали на Третий энергопакет
Еще год-два назад озвучивались планы по разделу «Нафтогаза» на три предприятия – по добыче углеводородов, по транспортировке топлива и по его распределению. Таковы требования европейского энергетического законодательства, а именно Третьего энергопакета, к которому присоединилась Украина и который направлен на ограничение монополий, доступ к инфраструктуре максимально возможного количества участников рынка и создания таким образом конкурентной среды. Действенность этой затеи в условиях Украины вызывает огромные сомнения, да и в Европе эти манипуляции стоимость газа не снизили, но это отдельный вопрос.
Но в последнее время руководство «Нафтогаза» стало все больше попадать под влияние США и МВФ. Третий энергопакет – это сугубо европейские «штучки», и американцев они не сильно волнуют. Зато с приходом Трампа Вашингтон весьма заинтересовался выходом на европейский энергорынок американского сжиженного газа и, соответственно, вытеснением с него других игроков, включая Москву. В этом смысле контроль над «Нафтогазом» и украинской газотранспортной системой Америке очень интересен.
По той же причине Штаты делают ставку на Польшу, поставляя ей сжиженный газ морем. Варшава выступает против российского Северного потока, являясь в этом вопросе жестким оппонентом Германии. Против Северного потока ничего не может сделать и Меркель, даже если бы она захотела, поскольку в нем заинтересован крупный германский капитал.
Разборки под газом
Возвращаясь к «Нафтогазу», отметим, что именно поэтому в последние годы, вопреки обещаниям по разукрупнению и чуть ли не расформированию, «Нафтогаз» не только не утратил своего влияния, но и усилил свою самостоятельность, пользуясь поддержкой со стороны МВФ и США.
Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев регулярно летает в Штаты, встречается с руководством МВФ и клятвенно заверяет, что будет увеличивать тарифы на газ для населения.
Эти внешнеполитические маневры находят отражения внутри Украины.
«Всемирный банк, МВФ и другие представители международного сообщества хотят контролировать «Нафтогаз», поэтому произошла ссора с Кабмином за наблюдательный совет компании. Запад хочет через своих представителей иметь возможность контролировать газотранспортные сети, чтобы иметь в своих руках транзит газа в Европу», — полагает эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Фактически Украина теряет свою субъектность еще и в этом вопросе.
Между руководством «Нафтогаза» и правительством в последнее время идет непрерывная борьба. Гройсман добился того, что со скандалом подали в отставку два так называемых независимых члена наблюдательного совета компании — британцы Пол Уорвик и Маркус Ричардс, объяснив это нежеланием власти проводить реформы в отрасли.
Кто эти «варяги», почему удостоились права заседать в наблюдательном совете «Нафтогаза»? Кто, на основании чего и на каких конкурсах отбирает этих «независимых членов»? Ответы на эти вопросы найти не удалось.
Реальной причиной скандала и отставки указанных «независимых членов» стало то, что они всячески лоббировали интересы Коболева, который неуклонно проталкивает повышение цены на газ. Но после ухода упомянутых господ наблюдательный совет «Нафтогаза» не может собрать необходимый по уставу кворум, а потому Гройсман не может назначить туда своих людей. Идти на полноценный конфликт с руководством «Нафтогаза» Гройсман тоже не может, поскольку Коболева, повторим, поддерживают в США и в МВФ. Внутриполитический фактор тоже играет роль, поскольку, опять повторим, Коболев считается ставленником «Народного фронта», и любой «наезд» на него чреват проблемами с коалицией, которой де-факто вообще не существует.
Ситуацию в руководстве «Нафтогаза» интересно описывает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич
«Набсовет делал решение НАК «Нафтогаза» независимым от решения Кабмина. Они там что хотели, то и воротили. В набсовет набрали уважаемых западных господ, которые заявляли, что газ нужно продавать по рыночной цене, но в итоге Гройсман сделал для них невыносимые условия работы, и они покинули набсовет. Однако члены набсовета не захотели декларировать свои доходы, а на их зарплату, страховки и медстраховки и все это хозяйство компания потратила 16,9 млн грн», — пояснил Дмитрий Марунич.
В СМИ просочилась информация также и о доходах руководителей «Нафтогаза» за труды их тяжкие. Цифры впечатляют! К примеру, члены правления «Нафтогаза Украины» в прошлом году получили 50,8 млн грн вознаграждения, о чем свидетельствует акт ревизии Госаудитслужбы. Так, председатель правления Андрей Коболев получил 19 млн гривен премии, Сергей Коновец — 11,1 млн гривен, Сергей Перелома (подозревается в умышленном доведении до убыточности госпредприятия «Восточный ГОК») — 10,5 млн гривен, Юрий Колбушкин — 10,2 млн гривен
Угроза ценового удара
И вот теперь в «Нафтогазе» намерены опять повышать цены на газ. Для предприятий с 1 октября повышение уже произошло на 3%, поскольку там цены были выше, чем цены для населения. Цены же для населения и теплокоммунэнерго «Нафтогаз» намерен поднять на 17,6%. В НАКе угрожают: если правительство не примет решения о повышения, то «Нафтогаз» поднимет цену в одностороннем порядке.
Самое забавное, что «Нафтогаз» вроде бы даже имеет на это право, им право это ему дал сам Кабмин, который теперь с этим героически борется.
В марте нынешнего года Кабмин под давлением МВФ издал постановление № 187. Этим документом правительство само разрешило монополисту поднимать цены, если цена импортного газа (биржевая цена немецкого хаба, так называемая цена «Дюссельдорф+») на 10% превышает внутренние цены.
Руководствуясь именно этим постановлением, «Нафтогаз» подал в суд на свою вышестоящую организацию, то есть Кабинет министров, требуя или разрешить поднять цену на газ, или выплатить из бюджета компенсацию.
Повторим, что «Нафтогаз» с 1 октября уже поднял стоимость газа для промышленных предприятий на 3% и заявил, что поднимет цены для населения в одностороннем порядке, если Кабмин не примет новое постановления о тарифах на газ для населения, о чем Гройсман говорил еще летом. Более того, газовый монополист объявил о повышении с 1 ноября цен на газ для предприятий в среднем еще на 7,5%.
«Кабмин не решился на повышение цены, но и не решился принять какое-либо решение, которое бы свидетельствовало об отказе повышать цены. Правительство пустило дело на самотек, при этом нарушив мартовское 187-е постановление Кабмина о порядке установления цен на газ для населения. К тому же «Нафтогаз» выиграл у Кабмина суд, который обязал правительство компенсировать деньгами всю эту разницу, недополученную компанией в результате не повышения тарифов. Вообще данная ситуация напоминает фарс: не понятно, кто в стране премьер-министр, кто орган исполнительной власти и кто должен исполнять устав НАК «Нафтогаз Украины», — характеризует ситуацию эксперт Дмитрий Марунич.
Здесь некоторые замечания.
Прежде всего, согласно действующему законодательству, цены на газ для различных категорий потребителей устанавливает Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Но если следовать указанному постановлению Кабмина 187, то НКРЭКУ оказывается исключенной из процесса установления цены. Правда, НКРЭКУ во главе с Дмитрием Вовком, ставленником Порошенко, – это та еще контора, но это уже другая тема.
Теперь второй аспект. Кабмин мог бы отменить свое постановление вообще или изменить содержащуюся в нем методику так, чтобы цену на газ повышать не пришлось. К тому же, социальное напряжение растет, а народ еще не забыл, как Гройсман обещал, что повышение цены на газ в апреле 2016 года до нынешнего уровня было «последним в истории Украины». Надвигающиеся выборы 2019 года как фактор сдерживания цен на газ и коммуналку также нельзя сбрасывать со счетов.
Поэтому Кабмин разработал проект постановления, которое противоречит упомянутому мартовскому постановлению. В частности, правительство хочет, чтобы за базовую цену считали ту среднюю цену, которая была на бирже с 1 апреля по 1 октября, то есть летом, а не зимой. Очевидно, что летом цена на газ ниже, иногда весьма существенно. «Летняя» биржевая цена позволит на законных основаниях не повышать цену на украинский газ.
Но здесь последовали грозные окрики из-за океана с требованием выполнять взятые ранее обязательства и повысить цены.
«Важно, чтобы цены на газ определялись рыночными сдвигами, и надо избегать возникновения неадресных и скрытых субсидий. Цены на газ в Украине очень низкие по сравнению с соседями. И, наконец, если Украина мечтает об энергетической независимости, она должна инвестировать в инфраструктуру, что возможно лишь при условии, когда цены на газ будут отражать развитие событий на рынке», — заявил заместитель главы МВФ Дэвид Липтон.
О том, что зарплаты в Украине в разы ниже, чем в соседних странах, мистер Липтон ничего не сказал.
Кроме МВФ, поднять цены на газ в Украине требует и Госдепартамент США!
«Согласно нашему внутреннему анализу, выполнение программы МВФ критично для Украины. Эти реформы нужны не МВФ, в конце концов, а Украине — пенсионная, антикоррупционная, повышение цен на газ», — заявила посол США в Украине Мэри Йованович.
Налицо грубейшее вмешательство в экономику Украины.
Газовый грабеж. Как это выглядит в цифрах
При этом и Кабмин, и «Нафтогаз», и МВФ намеренно игнорируют тот факт, что львиную долю газа, необходимого для ЖКХ и населения, Украина добывает сама, и этот газ существенно дешевле импортного.
Цифры примерно таковы.
На сегодняшний день к «Нафтогазу» предъявляются так называемые специальные требования по поставкам газа населению в объеме 17, 6 млрд кубометров в год. Из них 11, 9 млрд – для бытовых нужд населения, 5,7 млрд – для обеспечения теплом населения и бюджетной сферы.
При этом входящее в структуру «Нафтогаза» госпредприятие «Укргаздобыча» добывает 13,9 млрд кубов в год, и этот газ значительно дешевле импортного. Дефицит, который нужно покрыть импортом – 3,7 млрд. кубов. Но при таком соотношении внутренней добычи и импорта, государство продает весь объем газа населению по формуле так называемого импортного паритета. Если следовать здравому смыслу и так называемым рыночным отношениям, то по формуле импортного паритета следует рассчитывать стоимость только импортного газа, составляющую примерно четверть от объема, необходимого населению и теплокоммунэнерго. Даже в этом случае «Нафтогаз» был бы сверхприбыльным. Не говоря уже о том, «Нафтогаз» вообще является посредником, который делает только то, что перепродает газ с огромной «накруткой». Это позволяет, в частности, платить руководству госпредприятия указанные выше огромные зарплаты и премии, исчисляемые миллионами.
К чему это может привести
В СМИ появилась информация о том, что выделение нового транша МВФ откладывается. Минфин не смог договориться с МВФ на переговорах в Вашингтоне из-за разногласий относительно тарифов на газ для населения. Таким образом, недавний визит в Вашингтон министра финансов Александра Данилюка был напрасным. В МВФ настаивают, что одним из условий, причем не единственным, является повышение тарифов на газ для населения на 17,6%.
Но если поднять на 500-700 гривен стоимость отопления зимой, которые уже сейчас доходит до 2000 и более гривен в месяц, социальная ситуация может выйти из-под контроля.
«Эта цена проецируется на ЖКХ, на теплокомунэнерго, это бесконечные штрафы, это долги населения, на сегодняшний день процесс регулирования коммунальных монополий полностью вышел из правого поля. Это приведет к полному коллапсу неплатежей, при этом угрозы отобрать квартиры за долги никак не решат проблему задолженности. Ну, заберете вы у должников одну квартиру, ну две, ну четыре, но изъять тысячу будет невозможно. Как и невозможно будет наказать десятки и сотни тысяч должников», — заявил экс-министр ЖКХ, председатель «Союза собственников жилья Украины» Алексей Кучеренко.
«В результате повышения цен на газ теплее в домах не станет, денег у людей больше не станет, равно как не станет больше денег в бюджете, сейчас государство должно по субсидиям больше 20 млрд грн. Ситуация на самом деле приближается к коллапсу, в итоге произойдет или перезагрузка власти, или население перестанет терпеть эту власть, или западные партнеры устанут от украинских партнеров и поменяют их на других», — полагает Юрий Корольчук.
Напомним, что на субсидии только в бюджете этого года было израсходовано 60 млрд грн, до конца года сумму следует увеличить до 70 млрд грн, на следующий год необходимо будет выделить не менее 75-80 млрд, но госбюджете всего 55 млрд грн.
Резкое повышение цен на газ и тарифов на коммуналку привело к тому, что за последний год долги населения за газ и тепло выросли на 337%, достигнув почти 26 млрд гривен. Долги государства по субсидиям тоже подскочили до 30 млрд гривен. В ряде регионов количество получателей субсидий уже доходит до 90%.
Этой зимой следует ожидать дальнейшего роста долгов даже при сохранении цен на газ и тарифов на нынешнем уровне.
Но если цены на газ и тарифы на коммуналку вырастут еще на 20-25%%, то последствия вообще трудно предугадать.