11 Липня 2014
1661
Что обычно обсуждают, рассматривая только появившихся или уже давно прижившихся в политике личностей? Первое, что всех волнует: откуда деньги? Потому что украинская политика - это уже давно большой бизнес, оформившийся в виде органов государственной власти и политических партий.
Что обычно обсуждают, рассматривая только появившихся или уже давно прижившихся в политике личностей? Первое, что всех волнует: откуда деньги? Потому что украинская политика - это уже давно большой бизнес, оформившийся в виде органов государственной власти и политических партий.
Первое, что всех волнует: откуда деньги? Потому что украинская политика - это уже давно большой бизнес, оформившийся в виде органов государственной власти и политических партий.
Я и сам когда-то пытался оценить Олега Ляшко именно с этой позиции. Даже написал пост на ФБ, где обозвал Олега "канализатором". И в ответ получил бурю эмоций от самого Ляшко.
Тогда была информация о том, что и Сергей Левочкин, и Андрей Клюев финансировали Ляшко, и для меня ответ на вопрос "что это за проект?" был очевиден. Технология канализирования всех оппозиционных движений путем внедрения в ее ряды экспансивного и пассионарного деятеля не нова. И это, как мне казалось, был тот самый случай.
Но чуть позже мне, как политтехнологу, пришлось присмотреться к Олегу Ляшко внимательней. Я и сам когда-то говорил, что политики всегда где-то берут деньги. И чаще всего эти деньги берутся в большом бизнесе. Но вопрос не в том, у кого и сколько политик берет финансовых средств, а в том, что он делает за эти деньги.
Например, большевики брали деньги на революцию у крупных еврейских финансовых домов и у немецкого генштаба. Но можно ли при этом утверждать, что большевики были управляемы своими "инвесторами"? Поговаривают также, что Гитлер брал деньги у Ротшильдов. Но спасло ли это евреев от Холокоста?
Поэтому анализировать Ляшко с таких позиций неверно. Его феномен куда более интересен. Если коротко - ему удается делать все, чего не умеют делать все остальные украинские политики.
Первое. Все украинские политики свято верят в политическую рекламу. В то, что существует какое-то магическое сообщение - слоган, который стоит только разместить на билборде, как народ тотчас за тебя проголосует. Соответственно, своим политтехнологам во время кампании ими дается задание отыскать этот магический набор слов.
Ляшко в такую рекламу не верит. Уж не знаю, то ли это его природный талант, то ли глубокие знания, но его технология убеждения избирателей является самой эффективной. Она заключается в том, что вначале стоит не реклама и не декларация своей позиции. Вначале стоит поступок. И пусть поступок порой радикальный, эпатажный, но - заметный и понятный.
После этого идет оформление поступка в слова и заявления, которые и выносятся в СМИ и на рекламные носители. Задача же такой рекламы - уже скорее не убедить избирателя в чем-то, а напомнить, что есть такой политик и что он несет избирателям.
Второе. Большинство наших политиков неисправимо неискренни. Оно и понятно – они не могут предъявить своих истинных целей простым гражданам. Никто не может сказать:
- Изберите меня во власть, потому что я хочу обеспечить себе персональное благополучие и благополучие моего клана, семьи, корпорации.
Вместо этого придумываются фразы о счастье народа, о патриотизме, о светлом будущем и т.п. В этом вопросе на помощь зовут социологов. Именно они исследуют запросы избирателей - о чем бы таком сказать избирателю, чтобы гарантированно завоевать их доверие?
Олег Ляшко и здесь делает все наоборот. Он делает только то, чего хочет сам. Кому-то это нравится, кому-то - нет. Но никто из политиков не может сымитировать ту искренность, с которой даются Ляшко его поступки.
В такой ситуации мне как политтехнологу и гражданину становится не важно, кто его инвестор.
Я вижу, что Ляшко действительно сносит трактором незаконный забор, огораживающий киевский водоем.
Я вижу, что он с кувалдой в руках громит незаконное казино на Троещине.
Я вижу, что он открыто с трибуны обвиняет конкретных депутатов в продажности и воровстве.
И главное - я вижу, что он не просто декларирует с билбордов, что наш дом нужно защищать, он, как уверяет сотник Владимир Парасюк, единственный политик, который регулярно действительно находится на передовой.
Некоторые эксперты начнут возражать:
- Так он же пиарится!
На что я отвечу: это и есть главная задача политика. Английская аббревиатура PR обозначает связь с обществом. Формирование общественной мысли - то, ради чего обществу и нужны политики. Именно сформировав общественное мнение, политик может управлять социумом. И когда есть запрос на защиту Родины, лучший пиар происходит все-таки на передовой, а не в телевизионной студии.
Помню, когда я впервые был поражен коммуникативной гениальностью Ляшко. Это было в апреле 2013 года, когда группа активистов-"свободовцев" обстреляла снежками женщин-"регионалок". Помимо них, снежков перепало семейству политических предателей Табаловых, а также Олегу Ляшко. И что меня приятно удивило: из его уст не прозвучало заявлений об экстремизме и намерении подать в суд. Напротив, он сказал примерно следующее:
- Кидают? И правильно делают! Значит, мы, политики, это заслужили.
Такой прием на языке политтехнологий называется контринерционным. Но вряд ли Ляшко оперирует такими понятиями. Просто он привык действовать искренне. И именно эта искренность сегодня является одним из факторов его успеха.
В отличие от Ляшко, все украинские политики боятся поступков. А в особенности - поступков радикальных.
Не принято говорить вору в лицо - что он вор.
Не имея убеждений, трудно за эти убеждения "драться" перед камерами.
Не принято ломать стереотипы и заявлять открыто о том, что наворованное надо вернуть.
Не принято открыто говорить о том, что врага, который стреляет в тебя, необходимо уничтожать, также взяв в руки оружие. Потому что все хотят мира.
Но, как ни странно, в наше время радикализм, который поначалу у Ляшко казался не более чем смешным и забавным, сегодня куда более востребован, чем бесхребетность и напускное "миротворчество" большинства политиков.
Подобная технологическая гениальность Ляшко - ставка на поступок, искренность, не желание нравиться, а радикальная правдивость - имеет одну приятную особенность во время выборов: вложений средств в такую избирательную кампанию требуется значительно меньше.
В итоге Олег Ляшко не просто показал хороший результат, взяв 8% на президентских выборах. Стоимость одного голоса его сторонников была наименьшей, чем у всех остальных кандидатов. Иными словами, того, на что маститые кандидаты тратили немалые бюджеты, Ляшко удалось достичь значительно меньшими средствами.
Более того, сторонники Ляшко - это уже не маргинальные люди, как было раньше, которым нравится некое политическое шоу. Сегодня его избиратели - это люди с оружием в руках, воюющие с российским агрессором на востоке страны.
И о перспективах. Думаю, что для нынешней украинской власти в лице Олега Ляшко может появиться очень серьезный конкурент. Но это станет возможным при соблюдении ряда условий.
Во-первых, он должен продолжать действовать в том же духе: не изменять себе, не бояться, что кому-то может не понравиться его радикализм, главное - всегда подтверждать свою позицию поступками, а не декларациями.
Во-вторых, стоит исправить один серьезный недостаток, который есть у Радикальной партии, - отсутствие, помимо самого Ляшко, ярких личностей и созидательного содержания. До сегодняшнего момента все попытки исправить этот изъян заканчивались неудачно.
Но если Ляшко наполнит свою партию людьми и смыслами, тогда у существующей власти возникнет проблема, которая была у всех предыдущих властей Украины: серьезная и недремлющая оппозиция, не дающая расслабиться.
Максим Кудимец