15 Серпня 2018
1135
В Украине с 2019 года должна была заработать обязательная накопительная система пенсий. Такую норму в прошлом году предусмотрели народные депутаты, когда голосовали за закон о повышении пенсий в солидарной системе. То есть, со следующего года взносы на пенсию, которые платятся из зарплат, должны были вырасти (кроме 22% ЕСВ появился бы дополнительный взнос 2%, который бы шел на личный накопительный счет каждого человека).
В Украине с 2019 года должна была заработать обязательная накопительная система пенсий. Такую норму в прошлом году предусмотрели народные депутаты, когда голосовали за закон о повышении пенсий в солидарной системе. То есть, со следующего года взносы на пенсию, которые платятся из зарплат, должны были вырасти (кроме 22% ЕСВ появился бы дополнительный взнос 2%, который бы шел на личный накопительный счет каждого человека).
Правда, для этого нужно было принять отдельный закон. А так как во властных кабинетах продвигать накопительную систему особо некому, изменения, по всей видимости, откладываются. Но хотят ли реформы сами украинцы?
"Украинцев в первую очередь волнует, сколько денег они могут получить сейчас "на руки", — обращает внимание Тарас Козак, президент инвестиционной группы "Универ".
Мало кого волнует, платит работодатель ЕСВ или нет (а от этого зависит пенсия в будущем). Многие согласны, чтобы работодатель платил только минимальные взносы, тогда как их реальный заработок в разы превышает минимальную зарплату.
Такая недальновидность украинцев очень даже понятна. Ведь больше половины пенсионеров сейчас получают выплаты меньше 2 тыс. грн в месяц. Ради такой пенсии мало кто захочет платить 22% из своей зарплаты каждый месяц. Кроме того, украинцы в большинстве своем не доверяют негосударственным пенсионным фондам, которые работают в стране.
Работодатели со стороны тоже не рвутся платить зарплату "по-белому". Некоторые компании банально экономят. Другие утверждают, что при уплате всех налогов и сборов, перестанут быть прибыльными. А третьи не готовы платить все как положено, ведь их конкуренты не платят.
Концепция накопительной пенсионной системы, которую предлагают запустить в Украине, в корне отличается от работающей сегодня солидарной.
Сейчас средства, которые платятся в виде ЕСВ (а это около 200 млрд грн в год), сразу идут на покрытие выплат пенсионерам. В накопительной системе у каждого человека будет свой личный счет в частном или государственном пенсионном фонде. А деньги будут постоянно инвестироваться, что гарантирует дополнительный доход.
"Основная задача накопительных фондов — обеспечивать позитивную реальную доходность. От доходов, которые фонд получает благодаря инвестициям, нужно отнять затраты на обслуживание и инфляцию. Если показатель выше нуля — сбережения приумножаются и сохраняют покупательную способность", — рассказывает Григорий Овчаренко, глава подразделения по управлению локальными активами группы ICU (управляет несколькими пенсионными фондами — Ред.).
При этом от размера доходности фонда очень сильно зависит сумма, которую человек получит спустя 25-35 лет накоплений.
Разберем эту зависимость на примере.
"Предположим, сотрудник каждый месяц в течение 30 лет платит в накопительный фонд 15% от зарплаты (а именно такую ставку предлагает установить Нацкомиссия по ценным бумагам — Ред.). Средняя зарплата за этот период составляет 8 тыс. грн, то есть месячный взнос — чуть больше 1 тыс. грн. Если мы никуда не инвестируем эти взносы, а положим под подушку, то через 30 лет у нас будет 360 тыс. грн. Тоже сумма немаленькая. Но если мы их инвестируем, а доходность за год, к примеру, составит 15%, то накопим за этот период почти 6 млн грн", — поясняет Григорий Овчаренко.
Но речь идет о сумме без вычета инфляции. А если она будет сильно высокой, то "съест" большую часть пенсионных накоплений.
Но все же как 1 тыс. грн в месяц превратилась в 6 млн грн?
"Такой эффект дает сложный процент, — поясняет Овчаренко. — Он делает чудеса на длинном периоде".
Но и это еще не все. Если человек будет получать выплаты ежемесячно в течение 10-15 лет, итоговая сумма накоплений может вырасти в несколько раз. "Ведь оставшиеся пенсионные накопления продолжают работать, инвестироваться. И, соответственно, приносить доход", — уточняет Ярослав Савченко, директор компания по управлению активами "Всесвит".
Пенсионные фонды не гарантируют своим участникам, что через 30 лет они получат миллионы.
"Ведь прошлая доходность не гарантирует будущую", — обращает внимание Григорий Овчаренко.
"Фонд делает прогноз в зависимости от размера и срока взносов, а также от текущей доходности инструментов, в которые инвестируются деньги. Если участника не устраивают показатели, он имеет право перевести свои деньги в другой фонд", — отмечает Овчаренко.
Сейчас ряд пенсионный фондов, которые работают на добровольном накопительном уровне, действительно демонстрируют доходность 15-20% в год. "Но средняя годовая доходность, согласно расчетам Нацкомфинуслуг, составляет 9,49%", — уточняет Ярослав Савченко.
То есть при инфляции свыше 13%, как было в прошлом году, сбережения теряют покупательную способность.
Чтобы гарантировать доходность сбережений, нужны инструменты, обращают внимание участники рынка. Сейчас почти половину активов фонды инвестируют в государственные облигации (то есть дают в долг государству), треть активов — в банковские депозиты, 10% — в облигации предприятий, остальное — в акции украинских компаний, недвижимость, банковские металлы.
"Мы ожидаем, что в ближайшие годы можно будет инвестировать в муниципальные облигации и инфраструктурные проекты, — уточняет Александр Панченко, член Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. — Сейчас доля активов, которые можно вкладывать в эти инструменты, мала. Эти ограничения нужно снимать параллельно с запуском системы обязательных накоплений".
В свою очередь участники рынка считают, что фондам нужно разрешить инвестировать деньги в иностранные активы.
"Если у Фондов будет возможность покупать акции Google, Microsoft или BMW, доверие к накопительной системе серьезно вырастет. Особенно, когда внутренних инструментов почти нет, — говорит Тарас Козак. — Кроме того, благодаря запуску накопительной системы на рынке появятся деньги. А это значит, что украинские компании будут очищаться. Сегодня они занимаются минимизацией налогов и показывают минимальную прибыль, а завтра им будет выгодно быть прибыльными. Ведь только так их акции будут продаваться и расти в цене".
Как бы все это радужно не звучало, большой риск для украинцев — это слабый контроль за пенсионными деньгами со стороны регуляторов.
Ведь сейчас контроль за добровольными накоплениями распылен. За работой негосударственных фондов и администраторов следит Нацкомфинуслуг, а за компаниями по управлению активами, которые непосредственно инвестируют сбережения, — Нацкомиссия по ценным бумагам.
Потому важно, чтобы перед стартом обязательных накоплений все функции контроля получил один орган — Нацкомиссия по ценным бумагам. Соответствующий законопроект уже несколько лет ожидает рассмотрения в Верховной Раде. Его вместе с законопроектом об усилении полномочий регулятора сейчас активно обсуждают в комитете парламента по вопросам финансовой политики.