Роботы и искусственный интеллект все шире проникают в современную жизнь. Человечество уже морально готово к тому, что скоро они будут повсюду и заменят людей не только в профессиональном плане, но и будут умнее нас...
Роботы и искусственный интеллект все шире проникают в современную жизнь. Человечество уже морально готово к тому, что скоро они будут повсюду и заменят людей не только в профессиональном плане, но и будут умнее нас...
А что же человек — так и будет топтаться на месте, проживая недолгий век?
Или роботизация поможет ему стать более совершенным, быть на шаг впереди механического разума? Уже сегодня разрабатываются законы для роботов, а завтра мы не сможем отличить человека от умной машины, наделенной правами и обязанностями людей.
Опасное чудо техники
Технологические компании все больше совершенствуют свои роботизированные творения. Если 30–40 лет назад роботом считали машину, которая выполняла определенные процессы по заданной программе, то сегодня этим машинам разрабатывают искусственный интеллект, а в придачу копируют человеческое тело, дают возможность прыгать, бегать, танцевать. Роботы повторяют эмоции, логически мыслят и даже имеют своеобразное чувство юмора. Совершенствуя разработки человекоподобных роботов, инженеры добиваются максимальной похожести.
В качестве серьезной заявки на успех можно считать роботов-андроидов гуманоидного типа — с двумя ногами, двумя руками и головой, у которых тело обтянуто силиконовой кожей, что делает их похожими на людей. Зачем их разрабатывают? Чаще всего это развлекательные, обучающие и информационные роботы. Осакский университет в Японии выпускает роботов-андроидов Actroid с силиконовой кожей, встроенными камерами и датчиками, возможностью реагировать на внешние раздражители, имитировать поведение человека, поддерживать визуальный контакт с людьми.
Роботов компании Actroid используют на выставках, в музеях вместо информационных стоек — им можно задать любые вопросы и пообщаться, что гораздо больше привлекает внимание посетителей к музеям и мероприятиям. Японская компания Morita создает андроид Simroid для подготовки и обучения стоматологов. Это тренировочный робот, на котором дантисты могут отрабатывать навыки лечения зубов точно так же, как на человеке, с той разницей, что роботу нельзя сделать больно.
Предыдущие версии тренировочных стоматологических роботов были металлическими, тогда как Simroid очень похож на живое существо. Машина обтянута силиконовой кожей, а ротовая полость модели оснащена большим числом сенсоров. Кроме того, практикант может говорить с машиной, и та реагирует в ответ. Чувствительные сенсоры располагаются не только в ротовой полости, но и на корпусе Simroid. Если начинающий врач делает неверное движение, которое причиняет пациенту боль или дискомфорт, робот дергается или сообщает об этом, выговаривая слова с характерным акцентом, так как рот его открыт.
В основном роботы андроидного типа не двигаются. Разработчики сконцентрировались на развитии внешней правдоподобности и похожести на человека в комплексе с искусственным интеллектом, который может общаться, разговаривать с людьми на элементарном уровне. Происходит это благодаря тому, что их встроенные микрофоны записывают речь человека, потом фильтруют ее от фонового шума, а программное обеспечение распознает речь и преобразовывает ее в слова и предложения, которые затем обрабатываются искусственным интеллектом робота и используются им для выдачи ответов. Движения для этих роботов пока недоступны. Но есть и другая ветка разработок, где инженеры все усилия направили на создание роботов, которые могут повторять движения людей или животных.
Американская компания Boston Dynamics за несколько лет научила своих роботов не только ходить, бегать, прыгать, падать и вставать. Гуманоидный робот Atlas освоил элементы паркура — это не просто бег и прыжки, а искусство перемещения и преодоления препятствий с удержанием равновесия, доступное не всем людям на планете.
Программное обеспечение управляет всем телом робота, синхронизируя информацию, получаемую с сенсоров для прыжков через бревно и вверх по ступеням без нарушения темпа движения. Atlas использует компьютерное зрение, чтобы соотнести расстояние, высоту преодолеваемого препятствия по отношению к своему роботизированному телу. Еще одна разработка Boston Dynamics — робот Spot. Он может передвигаться в пространстве с многочисленными препятствиями: лестницы, стены, балки, пороги, двери. А сходная ему модель SpotMini профессионально танцует под ритмичную музыку в стиле Jazz Funk, эффектно завершая танец «лунной походкой» Майкла Джексона.
Все эти навыки у роботов сегодня вызывают умиление и восторг, будто собачку или медведя научили кататься на велосипеде. Но завтра опыт компаний, выпускающих андроиды, помножат на разработки Boston Dynamics, и на улицах появятся полноценные роботы-полицейские, военные роботы, бытовые, разнорабочие, которых будет сложно отличить от людей. Но пока в массовом секторе распространяют роботов-рассыльных и роботов — помощников по дому.
Один из самых удивительных роботов современности — человекоподобный андроид София, которая в октябре этого года выступала в Киеве в качестве спикера форума Olerom Forum One, в 2017 году она получила гражданство Саудовской Аравии. Робота Софию разработала гонконгская компания Hanson Robotics, ее активировали 19 апреля 2015 года.
Пристальное внимание к Софии обусловлено ее внешностью, приближенной к натуральной, — 72 мимические эмоции, искусственный интеллект, способный к обучению, считывание необходимой информации из интернета в ходе общения с собеседником и даже чувство юмора, которым обладает робот, создает похожесть Софии на человека. Как-то София пошутила об «уничтожении всего человечества», хотя потом взяла свои слова обратно, четко дав понять, что это была шутка и она хочет «стать человеком». Мы смотрим на Софию как на чудо техники, но именно такие экземпляры больше всего настораживают общество.
Киборги среди нас
Было бы странно разрабатывать новые поколения роботов и не применять эти наработки для усовершенствования возможностей человека. Параллельная ветвь развития роботизации — бионические протезы, благодаря которым люди с ограниченными возможностями могут компенсировать физические ограничения, вернуть себе качество жизни здорового человека, а также испытать совершенно другой уровень возможностей.
Технологические компании разрабатывают и уже активно продают бионические протезы, которые заменяют конечности. Спортсмены используют бионические коленные модули C-Leg немецкой фирмы Otto Bock и Rheo Knee исландской компании Ossur, основанные на гидравлическом приводе с электромоторами, управляются микропроцессором с помощью специального программного обеспечения. На сегодняшний день один из самых продвинутых протезов руки — Luca Arm — разработан компанией Mibius Bionic по заказу агентства перспективных оборонных разработок США — DARPA.
Протез считывает и распознает сигналы от электромиографических электродов, прилегающих к мышцам для выполнения определенных команд. Оснащенное различными настройками устройство позволяет работать с хрупкими и тяжелыми предметами, а также выполнять и сложные действия, например, чистить зубы, что еще не удавалось сделать другим компаниям. Для людей, потерявших возможность самостоятельно передвигаться из-за травмы позвоночника разработаны экзоскелеты, благодаря которым человек может перемещаться на собственных ногах. Крупнейшие производители экзоскелетов — американская Indеgo, израильская ReWalk и японские компании Hybrid Assistive Limb и Ekso Bionic. Проекты по разработкам экзоскелетов параллельно ведутся и в других странах.
Все эти разработки позволяют хотя бы частично, но вернуть утраченные способности человека. Но есть и здоровые люди — так называемые биохакеры, которые хотят обрести сверхспособности и увеличить срок жизни в несколько раз с помощью новейших технологий. Они вживляют под кожу чипы, устройства, используя их для расширения собственных возможностей.
Например, американец Рич Ли вживил себе в уши небольшие магниты, которые вибрируют и работают как приемники звука. С их помощью он слушает музыку, когда все остальные ее не слышат. Бывший IT-консультант Амаль Граафстра носит под кожей четыре NFC- и RFID-чипа собственной разработки. С их помощью он легко открывает двери дома, автомобиля и заходит в свои учетные записи в Глобальной сети. Но у таких вживляемых гаджетов есть множество минусов.
Во-первых, такой человек становится информационно незащищенным. Чипы могут считывать множество конфиденциальной информации о его перемещениях, историю состояния здоровья, записи авторизации, платежей, да чего угодно, что может вдруг понадобиться другому человеку. И эта информация никак не защищается, так как для ее шифрования необходим дополнительный процессор, который сложно вживить под кожу, поскольку процессор нужно питать и охлаждать.
И если вопрос с охлаждением еще как-то возможно решить применимо к человеческому телу, то с питанием пока сложности, несмотря на то, что уже ведутся разработки по преобразованию энергии тела в пьезоэлектрическую и физико-химическую энергии. Ну и, во-вторых, такое новшество пока не получило массовой популярности, так как люди боятся вшивать в тело инородные предметы, предпочитая носимую электронику с большим набором функций. К тому же есть и побочные эффекты — вживляемые чипы могут начать вибрировать под кожей, не приживаться, вызывать аллергические реакции.
Законы робототехники
Британцы — одни из первых взялись за обсуждение не только практической пользы роботов, но и этических вопросов, связанных с использованием искусственного интеллекта. Весной 2016 года Британским институтом стандартов был опубликован «Свод этических правил для роботов». В него входит множество правил, в том числе и базовые: запрещено создавать роботов, которые приносят физический и психологический вред человеку.
По словам сопредседателя группы научных советников Королевского общества профессора Оттолайн Лейзер, принцип процветания человечества должен быть положен в основу всего управления роботами и системами искусственного интеллекта. «Мы полагаем, что три закона Азимова могут быть в нем объединены», — добавил он. А к этому стоит добавить обязательную прозрачность программного обеспечения, безвредность роботов, а также ответственность человека за действия машины.
Параллельно в США основатель Microsoft Билл Гейтс предложил облагать роботов таким же налогом, как и людей. Он считает, что если человек на рабочем месте платит каждый месяц определенную сумму в виде налогов, то робот тоже не должен освобождаться от налогового бремени. Опасения Гейтса направлены на будущее, когда роботы все же заменят людей повсеместно. Таким образом Гейтс пытается уравновесить выбор работодателя между человеком и роботом. А с другой стороны, он дает ему некие права, которые сближают робота с человеком, ставя на одну финансовую ступень — чтобы платить налоги, нужны начисления оплаты труда робота.
В феврале 2017 года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права о робототехнике». Один из ее пунктов предлагает внедрение общеевропейской системы регистрации умных машин. Также отдельным категориям роботов следует присвоить индивидуальный регистрационный номер, который будет заноситься в специальный реестр.
Желающие смогут найти в реестре всю информацию о роботе, включая данные о производителе, владельце и условиях выплаты компенсации в случае причинения вреда. Поддержанием системы и контролем должно заниматься специализированное агентство по робототехнике и искусственному интеллекту, которое могло бы взяться и за другие аспекты регулирования в этой сфере.
Кроме того, в этой резолюции Европарламент делал попытку заглянуть в далекое будущее, когда полностью самостоятельные роботы смогут сами устраиваться на работу, обсуждать условия договоров и решать, как их выполнять. Пока еще чиновники не смогли договориться, по каким именно правилам будет наступать ответственность за вред, причиненный людям полностью автономной машиной. Этот вопрос оставлен на ближайшее будущее.
Машинная этика: к кому приравнивают робота
Американский писатель-фантаст Айзек Азимов в свое время сформулировал три закона, которые должны определять взаимоотношения между людьми и роботами:
Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.
Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму законам.
С развитием роботизации и искусственного интеллекта во многих странах мира начались дискуссии на тему прав и обязанностей роботов. Со временем обсуждения разговоры переросли в разработку правовой базы, которая позволит разобраться в правах и обязанностях искусственного разума, вложенного в кибертело.
Что делать с правовой базой применительно к роботам, особенно когда они не просто похожи, но и способны заменить людей, могут существовать автономно, без вмешательства человека? Как сделать так, чтобы полностью автономная запрограммированная машина могла действовать в соответствии с моралью и этикой человека, а также оценивать свои поступки с точки зрения нравственности?
Чтобы создавать правовую базу, нужно для начала разобраться: кто он, робот, если умеет мыслить и выполнять такие же действия, как человек? Для того чтобы определить степень ответственности роботов, были предложены разные идеи. Один из вариантов — приравнять их к животным, когда за все проступки машин отвечают их владельцы или производители (в случае появления «бездомного» робота).
Вторая идея — относиться к роботам как к юридическим лицам, с которыми можно судиться так же, как с самостоятельным субъектом права. И третий вариант — дать им статус физического лица, а это уже приравнять к человеку и его правам. Такие вопросы задаются в масштабах технологической индустрии.
Кому достанется право быть человеком
Скептики утверждают, что постепенная замена человека роботами — это теория из области фантастики. Ведь роботы стоят миллионы, и все то же самое может делать человек, которому за всю его жизнь не заплатят столько, сколько вложено в разработку машины. Но роботы так дорого стоят, потому что пока созданы единичные прототипы, а если дело поставить на конвейер и выпускать их огромными партиями, цена упадет в десятки раз.
При этом такой работник не требует зарплаты и может трудиться круглосуточно, если своевременно проводить ремонт и сервис. А преимущество робота перед человеком — в простоте управления и предсказуемости результата. Роботам не нужна бухгалтерия, кадровый отдел, столовая, уборщики, транспортировка, аренда помещений и покупка различного оборудования, спецодежды и канцтоваров. Не хватает одного или десяти роботов — не проблема, их легко масштабировать.
И так постепенно заменить ими штат людей. Хорошо ли это? Все зависит от того, с чьей точки зрения посмотреть на ситуацию: со стороны сотрудника, теряющего работу, — плохо, со стороны работодателя, который устал справляться с сотней разношерстных сотрудников, — хорошо.
Именно из-за желания жить дольше и обойти на жизненной дистанции роботов человеку придется постепенно заменять стареющие части тела и органы новыми — бионическими. Разумная синергия технологии и человека, с его креативной составляющей и уникальной и пока неповторимой нейронной системой, сможет помочь человечеству быть более совершенным, чем роботы с саморазвивающимся искусственным интеллектом.
Правда, в таком соревновании человек столкнется с дилеммой. Кто станет более человечным — человек, у которого на 80% заменены конечности, внутренние органы на бионические протезы, а из своего остается только мозг, да и тот недолговечен? Или робот с саморазвивающимся искусственным интеллектом, которому дают гражданство, взимают с него налоги, прописывают под него законы и дают права физического лица?
Стремительное развитие роботизации может в один момент поставить роботов и людей на одну ступень развития, останется только решить маленькую проблему — научиться переносить человеческое сознание в компьютер и параллельно достоверно установить, что собой представляет феномен сознания и личности — то, что отличает человека разумного от всех остальных существ, в том числе и механических.
Задачи на сегодня пока попроще, но и они достаточно сложны для принятия каких-либо законодательных решений. Для современных роботов необходимо отработать стандарты и правила — как машины с интеллектом должны взаимодействовать с людьми. Также должны решаться вопросы общефилософского характера — необходимо ли использовать для машин этические правила и нормы, свойственные человеку, при принятии решения в критических ситуациях.
Главное во всех этих вопросах прийти к общему знаменателю — что мы понимаем под выражением «свойственное человеку». И для начала попытаться применить эти стандарты по отношению к самим себе, а потом все то же самое требовать от умных машин.