6 Червня 2016
2279
Счета государственной компании "Энергоатом", обеспечивающей более 50% электроэнергии для Украины, арестованы по фактически просроченному иску офшорной компании двадцатилетней давности. Никого во власти, прежде всего судебной, это не интересует?.. На минувшей неделе атомщики
Счета государственной компании "Энергоатом", обеспечивающей более 50% электроэнергии для Украины, арестованы по фактически просроченному иску офшорной компании двадцатилетней давности. Никого во власти, прежде всего судебной, это не интересует?..
На минувшей неделе атомщики пикетировали Кабинет министров и администрацию президента. Последние к подобным акциям привыкли. Видимо, и поэтому мирный протест работников атомных станций не вызвал ни малейшего интереса у чиновников и "посадовців". Погода хорошая, шины не жгут, ну и Бог с ними. Постоят и разойдутся. Так, в общем-то, и закончился мирный протест работников атомной отрасли. (Только такого рода протест дозволен им законом и только во внерабочее время.) Тем более что профсоюз атомщиков никогда особой независимостью не страдал. Из Кабмина к протестующим, правда, вышел человек — поинтересоваться, чего пришли? А в администрации президента мирный протест работников атомной отрасли вообще проигнорировали…
У прессы тоже была масса более "вкусных поводов" — мыла ли ноги в Раде Савченко и свадьба славного страдальца-раздевальца казака Гаврилюка.
Чем может обернуться для страны "перекупленный" и многократно помноженный долг "Энергоатома"
Резонанс первой почти за двадцать лет публичной акции работников атомной отрасли оказался околонулевым. Даже попытка министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика обратить внимание премьер-министра Владимира Гройсмана на создавшуюся с НАЭК "Энергоатом" ситуацию не впечатлила главу правительства. А зря. Безотносительно к степени независимости или карманности профсоюза работников атомной отрасли, ситуация реально критичная и, извините, абсолютно идиотская. С Национальной атомной энергогенерирующей компании "Энергоатом", производящей более половины электроэнергии для страны, пытаются взыскать долг, сформированный перед офшорной компанией 20 лет назад.
Напомню, что хотя сейчас на слуху посредник — ЗАО СП "Укрэлектроватт", изначально долг формировался перед неизвестной кипрской офшорной AC Energy Holding L.L.C. Ltd (20 лет назад!). Со временем эта компания благополучно переуступила долг "Энергоатома". Впоследствии долг аннулировали — по истечению срока требования.
Но при Януковиче этот долг дивным образом восстановили. И… переоценили силами вполне государственного оценщика — с 2,5 млн грн до 127,3 млн грн. И тут же запустили в работу.
После Революции достоинства ничего не изменилось. Судя по дальнейшей непробиваемости судов и абсолютному безразличию госорганов, часть возможного "навара" уже посулили "кому надо". Вне зависимости наших судов, при цене вопроса более 123 млн грн все давно уже перестали даже "делать вид". Не исключено, что часть потенциальных (или уже фактических?) реципиентов этих денежек сидит именно в пикетируемых атомщиками зданиях. Хорошо бы узнать и назвать фамилии этих достойных людей…
Тем временем сограждан, особенно атомщиков, сначала "радовали" сообщениями, что "Энергоатом", счета которого полностью блокируют, нашел способ выплаты зарплаты — облигациями. В мае и такой жесткий "юмор" закончился — начались задержки с поставками топлива для АЭС. Под угрозой срыва вывоз первого рейса отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Накапливаются проблемы по вывозу "свежего" ОЯТ.
За топливо вносят частичную предоплату за несколько месяцев, поэтому некоторый запас существует. Есть и сформированный резерв, так что его можно перебросить из запаса. Но мы фактически под угрозой расходования созданной с большим трудом стратегической "подушки безопасности" — по иску прокладочной и не ведущей хозяйственной деятельности фирмы.
Москва такой оборот с украинским "Энергоатомом" наверняка одобрит. Не хотелось бы верить, что в СБУ кое-кто тоже в доле… У нас война идет или где?
Такая "мелочь", как работы по продлению сроков эксплуатации блоков той же Запорожской АЭС, тоже никому не интересна?! Вы, может, удивитесь, но и текущие ремонты станции стоят денег, причем больших. Уже сдвинулись сроки ремонтов и мероприятий по повышению безопасности.
Искать схемы прохождения платежей по другим каналам? Но подобные схемы немало стоят, и вообще-то у нас война со схемономикой. Или только на словах? Или именно так Кабмин представляет подготовку к будущей зиме? Еще раз повторяю: зима не за горами, для интенсивной подготовки, до октября, осталось всего четыре месяца!
"Атомные" пикетчики, безуспешно походив под дождиком, пообещали вернуться и разбить палатки. (Лучше бы пообещали привезти барабаны — громче и иногда толку больше.) Хотя у них есть неплохой козырь. "Если проблема с разблокированием счетов "Энергоатома" не разрешится, будет третий этап акции протеста, мы подключим международный профсоюз атомщиков, членом которого являемся. Разобьем палаточные лагеря. И начнем пикетировать посольства Украины за рубежом. Другого выхода уже не видим", — предупреждает заместитель главы Профсоюза работников атомной энергетики и промышленности ("Атомпрофсоюз") Алексей Лыч.
Идея обратиться в международные организации реально действенна. Отсутствие денег для атомщиков — прямая угроза безопасности, о чем и сказал глава Государственной инспекции по ядерному регулированию Сергей Божко. На недавней пресс-конференции он заявил: "Если блокируются счета предприятия… на котором работает более 30 тыс. человек, с 15 энергоблоками, производящими до 60% электроэнергии в стране, то это… какая-то диверсия". И осторожно уточнил, что это не позиция Государственной инспекции, а его личное мнение. Надеемся, что личное мнение главы атомной инспекции в основном все-таки совпадает с официальным.
Кстати, С.Божко четко обозначил, что по закону "Энергоатом" обеспечивает безопасность работы АЭС и меры по повышению их безопасности. Без денег делать это "Энергоатому" "немного неудобно". Так что его прогноз следующий: "Если у НАЭК нет денег, то очевидно, что это может сказаться в том числе и на аспекте безопасности. И нам как регулятору придется останавливать работу энергоблоков, а "Энергоатому" — решать проблемы с возобновлением финансирования". Это вполне реальный сценарий.
Вообще, если дело все же выйдет на международный уровень, учитывая господствующий общеевропейский антиядерный тренд, мы здорово навредим себе, показав неспособность Украины самостоятельно решить пустяковую финансовую (как для такой компании и безопасности) проблему. Всего-то и надо беспристрастно проверить переоценку долга "Энергоатома" — кто, как и зачем это делал? Наверное, всплывут любопытные детали.
Кому-то в зданиях Кабмина или администрации президента, возможно, посоветуют быть скромнее. Ведь, по идее, проверкой счетов "Энергоатома" даже сейчас занимаются, но на редкость вяло.
О перспективах корпоратизации "Энергоатома"
Но тут выплыла и другая проблема. По словам работников профсоюза (людей вполне информированных), в мае Министерство энергетики и угольной промышленности отправило на согласование проект распоряжения Кабмина о корпоратизации "Энергоатома". Работники отрасли считают, что утверждение такого проекта "в значительной степени" повлияет на целостность и структуру НАЭК.
Замглавы "Атомпрофсоюза" А.Лыч заявил: "Продвигаемый проект распоряжения (о корпоратизации НАЭК "Энергоатом". — И.М.) практически состоит из двух пунктов. Корпоратизировать "Энергоатом" со 100% акций в собственности государства при условии, что профильность будет сохранена. Что это значит? Если мы поделим "Энергоатом", условно, на пять частей, то профильность будет сохранена только у одной части, эксплуатирующей атомные блоки. А вот ремонтные и вспомогательные подразделения, непосредственно работающие с АЭС и в их составе, из создаваемой структуры выведут".
На первый взгляд, претензия совершенно надуманная — строго то же предполагает и поддержанный самим "Энергоатомом" прошлогодний проект корпоратизации. Любое развитие событий будет предполагать и выведение непрофильных активов, и оптимизацию (читай — сокращение) персонала.
Ситуация, когда на блоках украинских АЭС на один киловатт установленной мощности работает вдвое больше людей, чем на аналогичных блоках даже в России, не вечна.
Однако дело в нюансах. Минэнергоугольпром предполагает создать комиссию на базе заинтересованных ведомств и принять решение. Благо, это в общем-то не противоречит законодательству. Речь идет об изменении статуса одной из крупнейших в Европе ядерных организаций (НАЭК "Энергоатом"), что, мягко говоря, требует куда более высокого статуса обоснования, чем решение комиссии "очередного временного" украинского правительства.
Так что когда "Энергоатом" предполагает начать (хоть ему этого и не хочется) процесс корпоратизации при условии законодательного решения, по сути он прав. Тем более что обсуждения в Верховной Раде — это и возможность "выторговать" дополнительные гарантии работникам. В прошлом году президент НАЭК "Энергоатом" Юрий Недашковский даже обещал, что "ни один объект исключать из уставного капитала не будут". Правда, в первом варианте законопроекта написано прямо противоположное. Тогда предполагалось, что объекты социальной инфраструктуры не войдут в уставный капитал. Более того, все, что не используется в прямой производственной деятельности, может быть продано. Но это положение в законопроекте как раз можно (и, наверное, нужно) пере- и доработать.
На украинских атомных электростанциях сейчас и так самая низкая зарплата среди работников АЭС в Европе. Поскорее сэкономить на людях в "ядерке" ну о-о-чень опасно (спросите у японцев). И отток квалифицированного персонала украинских АЭС в те же Россию и Беларусь отнюдь не фантастика. Поэтому повторяю, закон Украины "О корпоратизации НАЭК "Энергоатом" —это более весомый документ для всех, чем "комиссарское" решение.
Кстати, и пикетировать Верховную Раду накануне его принятия будет удобнее, и депутатов, чтобы пообщаться, из нее выбежит целая стая. И телекамеры притащат…
Сознательно не пишу о достоинствах (и недостатках) корпоратизации "Энергоатома", сейчас не до них. НАЭК жестко и упорно "кошмарят", причем не первый месяц. Заодно втаптывая в пыль и репутацию государства, и даже небольшие успехи в отстаивании энергонезависимости страны. Некоторых это, несомненно, устраивает. Но большинство — нет. И неплохо бы показать первым, как глубоко они не правы.
Игорь Маскалевич