Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

Яника Мерило: «В Украине нет даже базовых компонентов электронного правительства»

5 января министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус назначил своим новым советником эстонку Янику Мерило. Яника Мерило также является председателем совета директоров фонда BrainBasket, который занимается вопросами IT-образования в Украине.

 
Советник министра экономического развития и торговли Украины эстонка Яника Мерило – о внедрении e-Government в Украине

5 января министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус назначил своим новым советником эстонку Янику Мерило. До этого она возглавляла Украинскую ассоциацию венчурного капитала (UVCA), а также участвовала в создании профильного сообщества UAngel. Яника Мерило также является председателем совета директоров фонда BrainBasket, который занимается вопросами IT-образования в Украине.

На новой должности Мерило отвечает за вопросы, касающиеся привлечения зарубежных средств, а также улучшение климата для инвестиций и расширение условий ведения бизнеса. Кроме того, одна из главных задач эстонки – работа над внедрением электронного правительства в Украине.

Несмотря на внушительное резюме, назначение Яники Мерило вызвало ажиотаж из-за яркой внешности молодой женщины и большого количества fashion-фото с ее участием.

О том, какой путь должна пройти Украина в создании e-Government, и почему этот процесс невозможно завершить окончательно, Яника Мерило рассказала Forbes.

– Термин «электронное правительство» достаточно точно отражает суть е-Government? Как вы определяете эту суть?

– Если максимально упростить, то e-Government – это возможность сделать в электронном виде все то, что гражданин сегодня должен делать в бумажном и с помощью чиновников – подать заявление в милицию, увидеть свою карточку пациента, заказать рецепт или новый паспорт и многое другое. Часто е-Government сводят только к электронному документообороту, но это лишь одна из составляющих.

– В Украине е-Government внедряют с разной степенью активности уже несколько лет. Первые упоминания об идее электронного взаимодействия государства и граждан относятся к 1998 году. Вам осталось много работы?

– Кое-что реализовано на уровне некоторых министерств и органов местного самоуправления. Но многих составляющих e-Government пока еще просто нет.

По уровню развития e-Government в рейтинге EGDI Index Украина находится на 87-м месте, что является одним из худших результатов среди стран – бывших советских республик. Для сравнения: Эстония – на 15-м месте, Россия – на 27-м, Грузия – на 56-м

Но Грузия в данном случае не образец для подражания. Если в сфере реформ в Грузии сильный опыт, то в электронном правительстве есть очень много других стран, на которые нужно равняться. Кстати, лидерами рейтинга являются Корея и Австралия.

В Украине ситуация сложилась таким образом, что в сфере электронного правительства разные органы имеют разные функции. Так, например, за государственную стратегию отвечает Госагентство по вопросам электронного управления. За Единый государственный портал административных услуг – Министерство экономики. Сейчас эти ведомства, при поддержке некоторых других ключевых игроков ІТ-рынка, опубликовали довольно концентрированный план действий по модернизации Единого портала и запуску электронных административных услуг от государства гражданам и бизнесу.

Нет смысла систематизировать хаос или делать услуги электронными только потому, что они самые востребованные. Иногда высокая «востребованность» услуг связана лишь с тем, что их предоставление является требованием государства, а не потому, что они нужны населению или бизнесу.

Также трудно сразу эффективно запустить услуги, которые, например, требуют доступа к данным из нескольких государственных реестров, которых в электронном виде часто просто нет и доступ к которым зависит от воли нескольких ведомств. Также услуги зачастую предоставляются несколькими министерствами и органами местного самоуправления и находятся в зависимости как от электронной готовности, так и от воли руководства ведомств. Но ждать уже нечего, надо действовать и запускать электронные услуги по мере их готовности.

– То есть за более чем 15 лет наработок недостаточно?

– Важны не наработки, а результат. А результат – недостаточный. Нет даже базовых компонентов электронного правительства, таких как, например, идентификатор человека, реестр населения, эффективное законодательство в сфере защиты персональных данных, и много другого.

– Какие услуги электронного правительства наиболее приоритетные и востребованные среди граждан и представителей бизнеса?

– Министерство экономики на своей странице совместно c Госагентством по вопросам электронного управления опубликовало перечень самых востребованных административных услуг. Среди них – регистрация предприятия или частного предпринимателя, заявление на новый паспорт либо переоформление паспорта, предоставление справки об отсутствии судимости, выдача учетного номера налогоплательщика, заявление на предоставление той или иной адресной помощи и т.д.

– На финансирование электронного правительства и национальной программы информатизации в 2015 году выделено 2 млн гривен. Что на эти деньги можно реализовать?

– Можно прямо сказать, что на эти деньги нереально реализовать в масштабе государства практически ничего. Однако в мире существует очень хорошая практика, на которую следует возлагать надежды и Украине – частно-государственноe партнерство, поддержка со стороны частного сектора и поддержка доноров.
Коммерческие предприятия уже выразили готовность поддержать за свой счет некоторые e-Government решения, на которые у государства просто нет денег. Государство во многих странах опиралось на частный сектор и в ресурсах, и в компетенции. Например, банки и телекомы занимались авторизацией клиента и повышением уровня доступа к интернету, хостинг-центры поддерживали бесплатно госструктуры и т.д.

– Эстония является мировым лидером по степени вовлеченности граждан в управление государством через интернет. Опыт Эстонии взят за основу при внедрении E-Government в Украине?

– Опыт Эстонии и других стран будет обязательно учтен. При этом не только позитивный, но и уроки, усвоение которых позволит избежать ошибок, а кое-что даст возможность сделать быстрее. Но точно нельзя говорить о том, что мы будем создавать «эстонскую модель». Я не верю в модели – страны слишком разные. Но опыт нужно учитывать. Эстонские чиновники и самые передовые эстонские специалисты, которые имеют уникальные знания и умения не только в построении e-Government Эстонии, но и в таких проектах, как Skype, привлекаются к проектам в Украине.

– Сфера государственных закупок наиболее коррумпирована в Украине. Ее можно сделать прозрачной в рамках е-Government?

– Я не занимаюсь сегодня государственными закупками, но считаю, что создатели электронных площадок и «Прозорі закупівлі» – большие молодцы. Я думаю, что избран правильный путь – проводить тендеры на конкурирующих электронных площадках и публично открывать предложение победителя. Нет лучшего контроля прозрачности и качества, чем контроль твоего конкурента. Хотя есть моменты, с которыми я не согласна: я думаю, что в такой системе необходимо предусмотреть обязательное использование электронной цифровой подписи.

– Сколько времени может уйти на полноценное создание е-Government в Украине?

– Оно никогда и не будет готовым, ведь всегда остаются новые возможности, да и технологии развиваются. Например, в Эстонии, где все общение между гражданами, бизнесом и государством можно вести в электронном виде, все время создаются новые сервисы и концептуальные подходы. Например, относительно недавно появились е-резиденствo и дата-посольство.

Эстония прошла путь длиной в почти 20 лет. И это при том, что была безусловная политическая воля, не было такого уровня неэффективности и коррупции, как в Украине, была четкая стратегия развития, а потом и финансовая поддержка Евросоюза. В Украине, при наличии реальной политической воли и желании действовать эффективно, можно многое запустить достаточно быстро. Думаю, что около 25-30 наиболее востребованных административных услуг от государства – гражданам и бизнесу можно будет перевести в онлайн в течение 3-4 лет.
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: