9 Жовтня 2017
1436
На днях Кабмин на пять лет присвоил статус депрессивной территории городу Токмак (Запорожская область). За это время, по замыслу правительства, должна быть разработана программа преодоления депрессивности и простимулировано развитие. Кроме Токмака в списке претендентов на звание...
За это время, по замыслу правительства, должна быть разработана программа преодоления депрессивности и простимулировано развитие. Кроме Токмака в списке претендентов на звание депрессивных были еще шесть городов, но они официально отказались от такого звания.
2 млн грн — уже сейчас
В Ассоциации городов Украины объясняют, что для определения статуса депрессивной территории берутся два показателя — безработицы и заработной платы. «В том случае, если они значительно хуже, чем в других городах, то Минрегионразвития готовит проект решения о присвоении статуса депрессивной территории, которое принимает Кабмин. Статус может присваиваться не менее чем на семь лет. Но города не очень хотят иметь такой статус, так как он часто отпугивает инвесторов. В случае с Токмаком иначе, так как город заинтересован с его помощью получить дополнительное финансирование из областного бюджета», — рассказал «Вестям» аналитик Ассоциации городов Украины Игорь Питцик.
В самом Токмаке «Вестям» объяснили — «метки» на городе не стесняются и согласились на ее осознанно. Там надеются, что госпомощь даст возможность завести маховик промышленности. «Исторически мы были завязаны на несколько машиностроительных предприятий, которые остановились в 2008 году. Сейчас нам будут разрабатывать планы по привлечению инвестиций, созданию рабочих мест. Их сначала согласуют в области, а потом и в Минрегионразвития. Мы хотим создавать предприятия, а не просто проедать деньги», — рассказали «Вестям» в горсовете Токмака.
Какой поток средств может прийти в город, местные власти пока затрудняются сказать. Но в пресс-службе Запорожской ОГА сообщают, что уже сейчас благодаря тому, что Токмак получил статус депрессивной территории, городу из бюджета дадут 2 млн грн на внедрение энергосберегающих технологий в местных ОСМД.
К слову, в 2011 году Токмак уже становился «депрессивной территорией». Тогда для преодоления депрессивности тоже стали внедряться программы, строительство начинал Токмакский ферросплавный завод, но на том все и остановилось, — Что такое депрессивный город
Ранее статус депрессивной территории имели Могилев-Подольский (Винницкая обл.), Бердичев (Житомирская обл.), Ржищев (Киевская обл.), Александрия (Кировоградская обл.), Шостка (Сумская обл.) и Ватутино (Черкасская обл.). Но со временем «срок действия» статуса истек и они его утратили. По результатам мониторинга социально-экономических показателей развития территорий в 2016 году у них снова определили признаки депрессивности, но на местах продлевать официальный статус не захотели.
Например, в горсовете Шостки отказ объясняют так: «Статус нам Кабмин давал несколько лет назад. Но поскольку окончательно он утверждается на местном уровне, мы с ним не согласились — и мэр, и депутаты были против. Нам в Киеве рассчитали такие показатели «депрессивности», которых и близко нет. А на деле мы третьи по объему производства и инвестиций в области. Да это был бы и удар по имиджу, отпугнуло бы инвесторов. У нас есть реально действующее предприятие в составе индустриального парка, мы участвуем в других проектах по индустриальным паркам. Мы понимаем, все переживания инвесторов по поводу вложений в Украину и используем все возможности, водим их буквально за руки, чтобы показать, что мы готовы к сотрудничеству. Так что мы, во всяком случае, не хуже, чем другие города».
Не хотят пугать инвесторов
По словам экономистов, у украинских депрессивных городов есть общая черта — все они раньше существовали благодаря какому-то градообразующему предприятию и пришли в упадок, когда те закрылись. В мире самый известный пример такого явления — Детройт, опиравшийся на автомобильную промышленность, но прогоревший после нефтяного кризиса 1970-х годов.
«То же случилось в Украине после развала СССР, — объясняет экономист Александр Охрименко. — Некоторые из городов опирались на воинские части (к примеру, ракетные) или военное производство. К примеру, в Шостке на виду у всех был завод «Свема», а основными — оборонные заводы. В Токмаке было крупное объединение «Юждизельмаш», на котором производили дизельные двигатели для танков и торпеды. Александрия — «мирный» пример, она жила за счет угольной промышленности. Но сейчас как таковой работы у местных жителей нет».
По его словам, теоретически Кабмин мог бы помочь в создании там предприятий, на которых люди могли бы работать. Но на практике у Украине ни разу такого не получилось. «В тот же Славутич вложили кучу денег, но это не сработало — люди живут только за счет АЭС. Я думаю, депрессивным территориям надо давать экономическую самостоятельность, чтобы все налоги оставались на местах. Тогда мэрам таких городов будет выгодно затягивать к себе бизнес. А пока местные власти в этом не заинтересованы, потому, что понимают — чем больше они заработают налогов, тем больше отдадут Киеву», — объясняет Александр Охрименко.
Вести