29 Вересня 2014
4101
На настоящий момент в Украине сложилась такая ситуация, что поневоле снова приходится вспомнить про принцип замкнутого цикла, когда “все сам”. Особенно актуально это стало в сфере атомной энергетики. Замкнутый ядерный цикл подразумевает, что государство в состоянии самостоятельно
Но ведь и деньги на все этапы такого производства тоже выделялись из одного источника - сверху. Поэтому периодически зерно до стадии муки не добиралось - сгнивало в элеваторах. Ресурс - один, а в какой-то момент танки (нефть/машиностроение/очередная ГЭС) для государства оказывались важнее.
На настоящий момент в Украине сложилась такая ситуация, что поневоле снова приходится вспомнить про принцип замкнутого цикла, когда “все сам”. Особенно актуально это стало в сфере атомной энергетики. Замкнутый ядерный цикл подразумевает, что государство в состоянии самостоятельно: а) добыть будущее топливо на собственных урановых рудниках; б) обогатить уран на личных или совместных обогатительных комбинатах, произвести топливо для ядерного реактора; в) выработать на собственных АЭС электроэнергию; д) переработать отработавшее ядерное топливо, упаковать его в безопасные хранилища.
Сегодня в мире уже существует несколько компаний с собственным ядерно-топливным циклом (ЯТЦ), т.е. в той или иной степени задействованных во всех видах деятельности, связанной с производством ядерной энергии. Это такие глыбы, как, например, российская Госкорпорация “Росатом” или французская “Areva”.
Мешает ли что-то Украине дополнить этот список? Давайте попробуем разобраться.
Добыча урана
По запасам урана Украина находится на 11 месте в мире (2,25% от общемировых ресурсов) и на первом месте в Европе. Согласно данным МАГАТЭ, минимальные запасы этого сырья у нас составляют 96 тысяч тонн. А по разведданным Украины, ресурсы урана одного лишь Кировоградского района превышают 100 тыс. тонн.
В Украине известно несколько генетических типов урановых месторождений. Около 76% всех залежей представляют собой месторождения альбититового типа, 11% относятся к пегматитовым месторождениям, 7% – к песчаникам, и остальные 6% представляет собой месторождения конгломератного, битуминозного и других типов. Кроме названных промышленных типов урановых месторождений в Украине существует реальная возможность выявления месторождений нетрадиционного типа с богатыми по содержанию урана рудами.
Крупнейшим производителем природного урана в Европе является украинский Восточный горно-обогатительный комбинат (г.Желтые воды, Днепропетровская область), входящий в первую десятку уранодобывающих центров мира. Два действующих рудника ВостГОКа по энергетическому эквиваленту равны 60 угольным шахтам, то есть трети всего Донбаса, а имеется еще и один строящийся рудник.
И хотя, по итогам 2013 года, по добыче урана мы находимся лишь на 11 месте в мире, есть все шансы улучшить ситуацию.
Обогащение урана
В мире всего пять государств, которые имеют право обогащать уран — США, Россия (как правонаследница СССР), Китай, Франция и Великобритания. По этой причине до настоящего момента весь добытый уран (до 200-240 тонн уранового концентрата в год) Украина отправляла для обогащения в ближайшую для себя страну - в Российскую Федерацию на Ангарский электролизный химический комбинат (АЭХК).
В 2015 году российским ОАО «ТВЭЛ» и украинским Госконцерном «Ядерное топливо» планировалось запустить первую линию завода по производству ядерного топлива непосредственно в Украине (пгт. Смолино, Кировоградская область), где нашей стороне принадлежала бы 50% +1 акция. Проектная мощность завода планировалась в 800 топливных тепловыделяющих сборок (ТВС) в год, или 400 тонн в урановом эквиваленте, что превышает годовое потребление ядерного топлива украинскими АЭС на 37,5%. Стоимость его постройки в “Росатоме” оценивали в 1,679 млрд.грн. Однако, по понятным причинам, строительство завода на неопределенный срок было приостановлено.
Впрочем, Украина не ограничена в выборе страны, где ей обогащать ядерные материалы.
В 2015 году выйдет на проектную мощность завод по изотопному обогащению урана во Франции «Жорж Бесс-II» (Georges Besse-II, г.Трикастен) В состав акционеров этого завода входят, помимо группы AREVA, такие компании, как GDF Suez, Korea Hydro&Nuclear Power Co. и совместное предприятие в составе японских Sojitz и Kansai Electric Power Co. Группа AREVA ожидает, что в обозримом будущем акционерами «Жорж Бесс-II» могут стать еще две компании. Украина могла бы оказаться в числе этих компаний, вместе с корейцами и японцами. Нужен лишь анализ и желание.
Еще с 2005 года Бразилия на уровне руководства государственного предприятия «Ядерная промышленность Бразилии» (INB) вносит предложения украинской стороне по созданию украинско-бразильского межгосударственного совместного предприятия по изотопному обогащению урана.
Следует отметить, что несколько лет назад Французская компания Areva и казахская компания «Казатомпром» подписали соглашение о создании завода по производству ядерного топлива, создав СП “КАТКО” и сегодня Казахстан, не имеющий атомных станций и не потребляющий продукты ядерного цикла, находится в лидерах в мировой уранодобывающей отрасли - 38% от общемирового объема добычи урана, продолжая увеличивать показатели по добыче. Согласно условиям данного Соглашения, «КАТКО» получило возможность увеличить объем добычи урана до 4000 тонн в год. Взамен «АРЕВА» обязалась предоставить АО «НАК «Казатомпром» технологию производства ядерных топливных сборок, провести сертификацию продукции (топливных таблеток) АО «Ульбинский Металлургический Завод» (АО “УМЗ”) и обеспечить техническую поддержку строительства завода по производству ядерного топлива на базе АО «УМЗ».
До 2011 года все ядерное топливо в Украину поставлялось из России компанией “ТВЭЛ”. В 2008 году с транснациональной компанией Westinghouse был заключен договор на поставку в Украину 630 ТВС, однако из-за конструктивных ошибок американских топливно-выделяющих сборок, их использование было приостановлено. 24 сентября 2014 года Украина снова разрешила поставку на АЭС страны модернизированного ядерного топлива Westinghouse.
Ранее министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан сообщил, что украинские АЭС обеспечены ядерным топливом вплоть до сентября 2015 года. Тем не менее, на данный момент украинский рынок ядерного топлива почти полностью зависим от российского поставщика.
Выработка электроэнергии
В Украине на 4-х действующих атомных электростанциях генерируют энергию 15 энергроблоков, еще 2 блока Хмельницкой АЭС находятся в стадии строительства (предполагаемый пуск в 2018 и 2020 г.г.). При этом Запорожская АЭС является крупнейшей в Европе. Атомная промышленность производит почти половину всего электричестива в стране - более 13 МВт.
Переработка и хранение отработаботавшего ядерного топлива
Ситуация с отработавшим топливом, которое, несмотря на слово “отработавшее” является ценным энергетическим сырьем, пригодным к повторному использованию в ядерно-топливном цикле, крайне любопытна и парадоксальна. Сегодня Украина за собственные (и немалые - около 200 млн. долларов в год) деньги вывозит ОЯТ в Россию, там из него извлекаются все ценные элементы (невыгоревший уран-235, почти вся масса урана-238, а также изотопы энергетического плутония), а все то, что остается, то есть радиоактивные отходы, возвращается в Украину. Мы платим России, чтобы она забрала у нас бесценные компоненты, и вернула нам отходы.
В настоящий момент НАЭК "Энергоатом" ведет переговоры с французской Areva о возможности переработки отработавшего топлива во Франции, на мощностях мощностях завода La Hague.
Если с возвратом отходов все более-менее понятно - по международному и украинскому законодательству каждая страна, которая имеет атомную отрасль, обязана хоронить радиоактивные отходы у себя, - то что мешает Украине самостоятельно извлекать пользу из ОЯТ, а заодно минимизировать активность отходов, подлежащих окончательному захоронению, - непонятно.
В ближайшее время НАЭК “Энергоатом” совместно с Holtec International начнет строительство в районе Чернобыльской АЭС Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ), куда планируется направлять топливо с трех украинских АЭС (четвертая - Запорожская АЭС - имеет собственное пристанционное хранилище ОЯТ).
По словам генерального директора Чернобыльской АЭС И.И.Грамоткина, и квалификация персонала станции и особенности промышленной площадки с имеющимся оборудованием позволяют легко превратить особую зону в важнейший элемент топливного цикла по хранению как ОЯТ, так и радиоактивных отходов. Мало того, руководитель ЧАЭС убежден, что персонал станции в состоянии управлять всеми предприятиями, задействованными в 10-километровой зоне.
Стоит еще раз напомнить, что хранение ОЯТ иностранного происхождения в украинском хранилище, также как и захоронение “не украинских” радиоактивных отходов не предусмотрено законодательством и противоречит требованиям МАГАТЭ, поэтому угрозы того, что Украина превратится в свалку радиоактивных отходов других стран, не существует.
Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: при наличии политической воли и способности руководства страны отойти от принципов “совка”, то есть не держать все в одной руке, дожидаясь, пока в государстве появятся деньги, а дать возможность предприятиям, обеспечивающим реализацию различных этапов топливного цикла, создавать СП и максимально эффективно развивать производство, Украина в достаточно короткие сроки способна приобрести независимость в ядерной сфере и обеспечить все технические возможности для замкнутого ядерного цикла.
Михаил Полынский