Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

«Минздрав наломал немало дров и не может на сегодняшний день ответить, где наши деньги» - Виктор Шиленко

21 мая в Киноконцертном комплексе состоятся общественные слушания, посвященные состоянию и перспективам медицинского обеспечения в Славутиче. Не секрет, что в результате начатой в Украине реформы медицинского обеспечения населения и в работе СМСЧ–5 грядут изменения.

Виктор Шиленко
21 мая в Киноконцертном комплексе состоятся общественные слушания, посвященные состоянию и перспективам медицинского обеспечения в Славутиче. Не секрет, что в результате начатой в Украине реформы медицинского обеспечения населения и в работе СМСЧ–5 грядут изменения. Вот как видит проблему главный врач СМСЧ–5 Виктор ШИЛЕНКО.

– Виктор Николаевич, объясните нашим читателям, в чем суть проблемы. Что на сегодняшний день имеет медико-санитарная часть в плане финансирования?

– В этом году Министерство здравоохранения через медицинскую субвенцию, направив её в местные органы самоуправления, определило нам финансирование в объёме 15,5 млн гривен. Вместо 47,5 млн, как это было в 2014 году… А если говорить о потребности – с учетом инфляции и всего остального, то нам в 2015 году было необходимо 59 млн грн. Мы с урезанием нашего финансового обеспечения не согласны, поскольку объемы финансирования Министерства здравоохранения – как в прошлом, так и в этом году – равнозначны, но по пути к нам наша часть почему-то «потерялась».

Мы начали требовать, начали «бомбить» министерство письмами, начали обращаться в комитеты Верховной Рады по охране здоровья, по экологической политике, по топливно-энергетическому комплексу – и там нашли понимание народных депутатов. Они нас поддержали, их активная работа была ярко выражена в марте–апреле этого года. Но те проекты законов, которые предлагались группой депутатов от комитетов, требовали корректировки. На недавнем заседании бюджетного комитета последний вариант законопроекта был одобрен, и мы надеемся, что его примут. Суть этого законопроекта в том, чтобы прекратить манипулирование вопросом якобы нашей передачи из государственной собственности в коммунальную.

– А какова ситуация по поводу передачи нашей медико-санитарной части в коммунальную собственность на сегодняшний день?

– И де-факто,и де-юре мы как были, так и остаёмся в структуре Министерства здравоохранения. Я не знаю, по каким причинам, но весь февраль и март Минздрав давил на нас в виде писем, а не приказов, законодательных или нормативно-правовых актов, которые давали бы механизм реализации передачи в коммунальную собственность. Было прост, так сказать, командно-инициативное давление: дескать, вы немедленно переходите в коммунальную собственность.

– То есть приказа о передаче медико-санитарной части нет?


– Нет.

– Просто существуют некие письма?..

– Совершенно верно! Давление со стороны первых лиц Министерства здравоохранения – и всё. Они, таким образом, завуалированно хотят все проблемы свалить на местные органы самоуправления, чтобы всё это недостающее финансирование было положено на их плечи, но документально это ничем не подтверждено.

– Что в ближайшее время предполагает делать руководство медико-санитарной части и местные власти?


– Руководство медико-санитарной части, кроме, скажем, выбивания тех самых необходимых (и законных причём!) условий для существования СМСЧ, проводило и элементы внутренней оптимизации. Здесь нюанс заключается в том, что нас представили как лечебное учреждение, обслуживающее менее 25 тысяч человек, а это означает минус 90 штатных единиц. В соответствии с этим мы провели оптимизацию по штатному количеству единиц, как требуют нормативные документы. Это первое.

Второе: мы оптимизировали коечный фонд, у нас было 180, мы их адаптировали под 120. И третье: мы собрались с коллективом в феврале и, видя, что мы заходим в тупик по объему выплат заработной платы, а дефицит составляет в месяц порядка примерно 650 тысяч, на 80% пошли в отпуск без содержания. Повторю: это было коллективное решение. Мы примерно весь февраль посвятили нашим жителям, выходили на работу, не получая заработную плату. И параллельно за счет договорной деятельности латали недостающие дыры по заработной плате.

Вы понимаете, что 15,5 млн грн при необходимых на сегодняшний момент 21 млн грн, из которых, к сожалению, только 12 заложено на заработную плату, а всё остальное – на коммуналку. В итоге мы справились с первой задачей, не провалили персонал в долговую яму, мы платим зарплату без задолженности, но имеем проблемы по коммуналке. У нас на сегодня уже около трёх миллионов долга. Он не даёт нам спокойно жить в том аспекте, что если по теплу, канализации, водообеспечению нам идут навстречу, то по электроэнергии нас держат в «ежовых рукавицах».

Уже в пятницу приходили с попыткой отключать, пока удалось договориться. И дальше требуем, что нам необходимо, то, что нам должно Министерство здравоохранения. И похоже, это возымело действие: на прошлой неделе у нас таки запросили данные по первоочередным объёмам задолженностей, которые, я надеюсь, позволят лечебным учреждениям выкарабкаться из долговой ямы.

– Можно ли надеяться на то, что Министерство здравоохранения вернёт нашей медико-санитарной части финансирование в том объёме, который был заявлен в прошлом году?

– Мы уверены, что идём правильным путем. Минздрав наломал немало дров и не может на сегодняшний день ответить, где наши деньги – это первое. Второе: они нам отписываются – мол, обращайтесь в органы местного самоуправления, и пусть те повышают тарифы. То есть те, кто за нас по закону не отвечает, обязаны решать вопросы нашего финансирования! Это абсурдно. Собственно, они лукавят во всём. Мы сделали анализ, посмотрели на примере 17-ти медсанчастей Киевской области, наших партнёров, с которыми мы пребываем в структуре Министерства здравоохранения. и убедились, что финансирование разное.

Если нам выделено средств из расчета 600 гривен на душу населения, то нашим коллегам средства выделены из расчета 1800 грн. В том же Киево-Святошинском районе – около 2000 грн на душу населения. Где пропорциональность, где соответствие? Давайте разберемся! В итоге они поняли, что не всё пошло так, как они желали... Я думаю, что мы вернёмся к тому, что заложенные на 2015 год объёмы финансирования будут восстановлены. Но, несомненно, будет это с урезанием финансирования за те пять месяцев, которые мы прожили без поддержки и помощи МОЗ.

Вопрос, который витает в воздухе: где мы будем. в коммунальной или государственной собственности? Он тоже надуманный, поскольку, ссылаясь на европейские государства, на ту же Польшу, на которую мы сейчас равняемся, там имеют место быть и государственные, и коммунальные учреждения, и это не противоречит принципам здравоохранения в целом. Просто наверху какие-то игры идут не совсем чистоплотные. Ну, «маємо те, що маємо»…

– Чего ожидать в ближайшее время горожанам? На что надеяться и к чему готовиться?

– Сейчас мы из тех резервов, которые имели по неснижаемому запасу медикаментов для неотложной помощи, для соблюдения должного лечебно-профилактического и противоэпидемического режима, дезсредств, чистящих и моющих – по всему этому мы испытываем острую потребность, всё это заканчивается. Финансирование с 1 января 2015 года нулевое, в том числе и по питанию больных. Мы эти пять месяцев кормили за счёт внутренних резервов, сейчас мы подходим к нулю. Если игры с финансированием опять затянутся, то, к сожалению, эти затраты лягут на плечи больных. Я, конечно, надеюсь, что это не произойдёт.

Если рассматривать совсем уж такой, как мы говорим, негативный вариант выхода из состояния, в котором находится медсанчасть, то мы как предложение разработали долевое участие в содержании медико-санитарной части на текущий год за счёт местных органов самоуправления, облгосадминистрации. Предварительная работа проведена с директором департамента Ларисой Карамушкой, и наше безусловное участие – в том, что мы недостающие средства по заработной плате будем искать сами.

По коммуналке частично переложим на плечи местного бюджета, а по значительным затратам – теплообеспечению – на областной. На местный бюджет ляжет ещё питание… Ну, это как один из вариантов. И ещё на местные органы лягут те минимальные затраты на поддержание, выживание СМСЧ–5 в тех катастрофических условиях, в которые нас толкают. Но я уверен, что этого не будет. Это худший вариант, запасной, который лежит в пакете. И я надеюсь, мы этот пакет вскрывать не будем…

Беседу записала Елена СЕМАШКО,
к печати подготовила Майя РУДЕНКО

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: