Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

День длиною в жизнь

В прошлое воскресенье Украина отмечала День учителя. Еще неделей ранее на ХХII Международном фестивале детской демократии, творчества, телевидения и прессы «Золотая осень Славутича – 2015» команда «SТОР-кадр» Дворца детей и юношества завоевала Гран-при в номинации «Пресса».

 
В прошлое воскресенье Украина отмечала День учителя. Еще неделей ранее на ХХII Международном фестивале детской демократии, творчества, телевидения и прессы «Золотая осень Славутича – 2015» команда «SТОР-кадр» Дворца детей и юношества завоевала Гран-при в номинации «Пресса». «SТОР-кадр» – это фестивальный вариант газеты «Молодежный курьер», издаваемый воспитанниками творческого объединения «Молодежное информационное агентство Славутича» (МИАС) при поддержке и содействии Молодежной рады. Благодаря стечению многочисленных поводов, сегодня «ТС» предлагает вниманию читателей беседу с Майей РУДЕНКО, одним из руководителей МИАСа.

– Ты проработала в школе десять лет и уже столько же – во внешкольном образовании. Как тебе кажется, в чем разница между педагогом-предметником и педагогом-внешкольником?

– Слушай, а давай я сначала отвечу, что у них общего? Не перебивай, я всё равно отвечу: общее у них – ежедневное творчество, ежедневное самообразование, ежедневный труд над собой!

– Ладно, согласен. А теперь всё же ответь на поставленный вопрос.

– На самом деле я работаю во Дворце детского и юношеского творчества Славутича уже почти тринадцать лет, поэтому во внешкольном образовании я уже больше, чем в свое время в школе. Знаешь, я не поддамся на подвох, который явно просматривается в твоем вопросе: педагог – он педагог везде, где бы ни работал по специальности. А вот специфика работы действительно сильно отличается. «Внешкольнику» в какой-то мере проще, чем его коллеге, работающему в школе, в какой-то мере – сложнее.

– Хорошо, давай по порядку. В чем проще?

– В том, что к нему ученик придет в любом случае: в соответствии с законодательством, ребенок ОБЯЗАН получить образование. Он может ходить в школу или учиться на дому, экстернатом, дистанционно – но он ОБЯЗАН освоить программу. Необходимый минимум, положенный к освоению, оговорен учебной программой, утвержденной Министерством образования.

– «Внешкольник» тоже работает по утвержденным программам и учебным планам…

– Верно. Только минимума у него нет. Давай по-честному: ты ведешь фоточасть нашего объединения. Есть минимум, который должен освоить твой воспитанник? Нет этого минимума, потому что невозможно научить профессии по минимуму. Та же самая специфика у меня. Я не могу научить азам репортерства, если не преподам основы специальности и специализации – газетной, телевизионной, радийной, «интернетной», если позволишь такое выражение. Я не смогу обойтись без преподавания истории журналистики, журналистской этики, культуры речи, стилистики, синтаксиса, пунктуации, нередко – грамматики, а также того, что мой институтский преподаватель Елена Владимировна Плаушевская, ныне уже, к сожалению, покойная, называла «Университетом культуры». А еще приходится касаться истории (особенно в последнее время!), политологии, эстетики… И это речь пока только о репортерстве. На фестивали мы выходим с готовым продуктом – газетой. А ее, газету, необходимо смакетировать, проиллюстрировать, вычитать и внести правки. То есть детям необходимо преподать основы дизайна, макетирования, верстки, корректуры и редактуры. Этому можно научить по минимуму? Ответ очевиден. «Внешкольнику» постоянно приходится привлекать информацию из целого ряда смежных и не очень смежных дисциплин.

– Так в чем же «внешкольнику» тогда проще?

– А у него больше свободы для творчества – согласись. Он учит тому, что хорошо умеет сам. Он учит тому, что по любому пригодится в жизни. Ведь не секрет, что многие из нас, получив хорошее школьное образование, не пользуются целым рядом полученных данных по целому ряду предметов – ну не нужны они ему в рамках выбранной профессии и взрослой повседневной жизни. Причем у каждого этот набор свой, сугубо индивидуальный – поэтому-то и определен минимум для всех. А вот то, чему дети учились во внешкольных учебных заведениях – кружках, секциях, студиях, как правило, используется. Фотодело, умение играть на музыкальных инструментах, вокал, танцы, художественное и техническое творчество, спортивные навыки – всё это попадает в так называемый активный багаж…

– Подколки принимаются? Журналистика, конечно, – это активный багаж… Я бы даже сказал – повседневный…

– Подколка принята, тем более, что на самом-то деле ты знаешь ответ на этот вопрос. Да, журналистами становятся отнюдь не все наши выпускники. Но практически все по месту своей учебы – не по части журналистики, заметь! – выпускают студенческие газеты, да и к семейным и производственным праздникам не ленятся выпускать стенгазеты. Я уже не говорю об умении правильно писать рефераты, оформлять их графически, иллюстрировать, создавать простые флаеры и рекламные блоки, что нелишне для любого предприимчивого человека. И о копирайтерстве как дополнительном заработке не говорю. То есть применение есть. Но не об этом речь, ведь учим-то мы, по большому счету, в первую очередь, правильной коммуникации. Журналистика – это коммуникация между людьми. Сам знаешь, насколько мы сейчас выключены из привычного вербального – речевого – “коммуницирования” и включены в “коммуницирование” виртуальное! И вот то неумение правильно задать вопрос, получить или дать понятный ответ – одна из глобальных бед нашего общества. Большинство наших общественных проблем сегодня – именно от этого. Мы не умеем говорить и не умеем слушать, мы не умеем понимать сказанное и правильно применять полученную информацию.

К примеру, в прошлом учебном году я была вынуждена давать ребятам основы теории информационных войн – а что поделаешь, если этого требует время, в которое они живут? Я учила их проверять информацию, распознавать фейковые вбросы, определять их цель и целевую аудиторию – а значит, защищаться от информационной агрессии. И сегодня этот навык необходим. В минувшем учебном году ребята начали исследование славутичского информационного поля с точки зрения информационной агрессии – спасибо завучу ДДиЮТ Наталии Шумейко, которая подтолкнула нас к этому. В начавшемся учебном году мы планируем это продолжить. В общем, полученные навыки за плечами не носить.

– Мы всё о преимуществах «внешкольников»… А в чем им работать сложнее?

– В школу ребенок придет в любом случае, как я уже говорила выше. В противном случае его родители могут быть даже привлечены к административной ответственности. А вот для того, чтобы он пришел на кружок, в студию, секцию, педагог должен предложить нечто такое, чего другие предложить не могут. Ты, я – любой из нас! – должен обладать какими-то достаточно широкими знаниями и навыками в разных сферах и уметь преподнести их детям. Не знаешь ответа на заданный учеником вопрос? Ищи ответ вместе с ребенком, покажи ему путь поиска. Будь постоянно на острие событий – и профессиональных, и общественных!

Последнее – самое сложное. И еще одно… Мир вокруг нас сегодня сложен невероятно. Воспитательная функция с общеобразовательной школы вроде как снята – ее дело УЧИТЬ. И так случилось, что в вопросах воспитания детей педагог-«внешкольник» стоит рядом с родителями. И это очень серьезная ответственность – как бы высоко и пафосно сейчас мои слова ни прозвучали.

Вадим ИВКИН

 

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: