Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

Транш от МВФ: Как Украина попала в ловушку с блокадой Донбасса

Даже самые несуеверные профи на финансовом рынке засуетились, когда вдруг, за несколько дней до Совета директоров, который должен был состояться 20 марта, МВФ объявил о том, что желает отложить рассмотрение вопроса о выдачи очередного, третьего транша по программе расширенного...

 
Даже самые несуеверные профи на финансовом рынке засуетились, когда вдруг, за несколько дней до Совета директоров, который должен был состояться 20 марта, МВФ объявил о том, что желает отложить рассмотрение вопроса о выдачи очередного, третьего транша по программе расширенного финансирования EFF.

Около 10 лет во многих программах Фонда наша страна так и не смогла дойти до получения третьего транша. Повисший в воздухе вопрос о сотрудничестве с Фондом сейчас представляет собой информационный навес над валютным рынком и рынком еврооблигаций правительства Украины. И хотя нельзя сказать, что от решения этого вопроса зависит судьба экономики, но очередное откладывание Фондом украинского вопроса повышает риски возврата к управлению экономикой консерваторов-реваншистов.

Блокадная ловушка

Шок от информационного сообщения МВФ привел к появлению целого букета объяснений. Среди них были и откровенно безумные, и откровенно смешные: от варианта, что глава Фонда Кристин Лагард узнала о том, сколько Роман Насиров внес залога в суд, чтобы выйти на свободу, до варианта отмены рассмотрения украинского вопроса из-за манипуляций при назначении аудитора в Национальное антикоррупционное бюро.

Конечно, ничего общего с правдой такие объяснения не имеют. Единственная причина поступка Фонда - это начало блокады "ДНР" и "ЛНР", и необходимость пересмотра макроэкономических показателей, которые были заложены в алгоритмы сотрудничества с Фондом. Когда кредитор, независимо от того это банк или международная организация, узнает, что у заемщика будут перемены в худшую сторону, то более пристально изучает ситуацию - это его законное желание. Любые манипуляции на эту тему я отклоняю, поскольку сам видел, что Украину включили в повестку дня на 20 марта, а потом это изменение откатили назад.

Нужно понимать, что блокада - это при любом раскладе довольно серьезная штука, ведь в зоне АТО оставалось более 40 предприятий, которые работали по украинскому законодательству, т.е. платили налоги, в т.ч. за своих сотрудников. И подобная потеря неминуемо приведет к изменению ВВП, валютной выручки, доходов бюджета, а вот на расходной его части может и не сказаться. Может быть, Фонд бы и пропустил блокаду мимо ушей, если бы события не развивались по такому алгоритму:

• создание искусственной блокады украинскими "горе-активистами";
• длительное и внятное разъяснение властей, желающих снять блокаду (президент, НБУ, правительство) на тему, почему блокада - это дорого для Украины;
• экспроприация украинских предприятий в зоне АТО, после чего движение товаров через границу зоны АТО потеряло всякий смысл;
• принятие решения СНБО о блокаде зоны АТО;
• реакция МВФ.

Анализ цепочки этих событий показывает, что Украину как бы заманили в ловушку: вначале заставив власти раскрыть экономическую информацию о том, чем плоха блокада, а потом создав все условия для введения такой блокады. Я очень хочу верить, что это было несчастливое стечение обстоятельств, а не "акция влияния", организованная на территории Украины иностранными спецслужбами, поскольку любая проволочка в сотрудничестве Украины с западными партнерами воспринимается в Москве как победа.

Потери Украины, которые увидит Фонд

Оценка потерь в случае с зоной АТО - это очень неблагодарное занятие. Причин несколько:

1. Очень сложно точно идентифицировать, сколько точно там было предприятий. Формально правительство Украины сообщает, что около 40, но может статься так, что за этими 40 стояли еще сотня поставщиков сырья, субподрядчиков и т.д., которые работали в Украине и никакого отношения к зоне АТО по регистрационным документам не имели.
2. За последние 2 года работать на территории зоны АТО и платить налоги в украинский бюджет было выгодно. В своем роде это была офшорная зона, из которой юрлица несли отчетность, и проверить, что они там делали, было невозможно. Поэтому я не исключаю, что цифры, которыми обладает украинский Минфин, могут быть занижены раза в 3-4, и оценить они могут только лишь потерю в налогах, но никак не ВВП или объемы валютной выручки.
3. Непонятно, что будут делать сепаратисты: искать замену покупателям готовой продукции и поставщикам сырья в РФ или попытаются переподписать контракты через резидентов РФ? Учитывая состояние экономики РФ, вероятнее всего, они изберут последний сценарий. В этом случае жесткого удара по экономике не будет.
4. В 2017 год мы вошли с прогнозом НБУ по ВВП Украины +2,5%, при этом прогноз менялся осенью 2016 года с +3,0% до +2,5%, а затем в начале 2017 года с +2,5% до 2,8%. Скорее всего, от блокады мы увидим охлаждение роста ВВП до +1,5%-2,0%. Для Украины это не катастрофа, их экспроприацией и вынужденной блокадой им даже не удастся ввести украинский ВВП в отрицательную динамику, а вот для "ЛНР"/"ДНР" - это настоящая проблема.

Для "ЛНР"/"ДНР" закрытие 40 компаний - это утрата 35-40% промышленного потенциала, который обеспечивал: (а) занятость населения, (б) приток гривневой массы в зону АТО, за которую потом можно было что-то купить у Украины. Как сепаратисты будут налаживать теперь работу предприятий - непонятно. Смена автомата на бухгалтерский калькулятор дает хороший эффект при торговле наркотиками и оружием, а вот уголь, кокс, стальной прокат - все же требуют больше усилий, особенно в сегменте замещения всех хозяйственных связей с Украиной.

Потери по валютной выручке в сумме $2-3 млрд в год украинскому валютному рынку мало чем грозят, может быть девальвацией до 5% и чуть большей инфляцией, чем это прогнозировали в начале года. Нужно понимать, что в 2016 году через официальный межбанк прошло $62,4 млрд, поэтому утрата $2-3 млрд, даже в чистой выручке (за минусом импорта), не могут привести к катастрофическому падению курса гривны.

Главный риск

Если брать только экономическую составляющую, то можно сказать, что в "ЛНР"/"ДНР" сидят безумцы: поставить в зону риска до 40% своего промышленного потенциала - это увеличить собственные риски, связанные с недовольством населения. Рост социальной напряженности в "ЛНР /ДНР" вполне может привести к обострению военного конфликта. Тамошние "правители", конечно, попытаются перенаправить протестную волну на Украину, и именно этого могут добиваться сегодня кураторы из РФ, вероятная цель которых - раздувание конфликта в зоне АТО. Но самое неприятное, что чем большими будут экономические успехи Украины, чем более успешными будут переговоры с МВФ, ЕС и другими кредиторами - тем больше будет нужна очередная заварушка в зоне АТО.

У Украины же обратные интересы. Даже слабый экономический рост и какая-то относительная стабильность просто идеологически растворяли "ДНР"/"ЛНР" в тех промышленных объектах, которые контролировал украинский бизнес.

Тем не менее рост социальной напряженности в зоне АТО и очередной виток конфликта ставят под угрозу "дорогу на Крым", а именно мариупольское направление, где сконцентрированы основные производственные мощности по стальному прокату, машиностроению и т.д. Сейчас выходит так, что сама по себе блокада неопасна и МВФ, скорее всего, удовлетворится обновленной макростатистикой, но вот далее мы попадаем в зону неопределенности, которая создается военно-политическими рисками, и на основе которой прогнозировать что-либо сложно.

К счастью, у Украины нет острой необходимости срочно получить третий транш МВФ именно в марте или апреле. Для Украины куда важнее действия других кредиторов, в частности ЕС.

Итак, пока что вопрос третьего транша отсрочен. Украину то ли переиграли в небольшой стычке, то ли мы сами запутались в политической паутине коалиции. Однако основная битва еще впереди, и есть очень неплохие шансы эту битву выиграть, особенно если появятся люди, которые смогут донести нашим западным партнерам, что отношения меду ними и Украиной находятся под постоянным наблюдением и риском манипулирования третьей стороны.

Однако в этом случае нужно понимать, что если конечная цель выгодоприобретателей от проектов "ЛНР/ДНР" - это дестабилизация Украины, то блокада не даст желаемых результатов Киеву. Ахметову и другим донецким предприятия никто не вернет, во всяком случае, в том опасном для "ЛНР/ДНР" формате, в котором они пребывали до марта 2017 года. И последнее - бюрократов в МВФ стоит попробовать активно "штурмовать" на предмет ускорения рассмотрения третьего транша, так как затягивание процесса может вывести на горизонт новые риски, подавить которые без участия Миноброны, МВД, СБУ и других силовиков будет проблематично.

Виталий Шапран
член УОФА


Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: